Вся суть вода фалес

Вода, земля, воздух и огонь. Фалес о Воде

Древние мыслители свели всё многообразие веществ к четырём: земле, воде, воздуху и огню. В их время ещё обстояло дело туго с отвлечёнными понятиями, сейчас бы авторы учебника по природоведению написали, что все вещества бывают четырёх видов: твёрдые тела, жидкости, газообразные и плазма. Причём, подобное деление веществ на 4 вида было распространено по всему миру, у разнообразных народов, так что совершенно невозможно сказать, кто до такого деления додумался первым. Это деление на 4 вида было известно грекам ещё до Фалеса. Фалес же подумал, что и эти 4 элемента можно свести к одному первоэлементу, в качестве которого он назвал воду. Он заявил, что «начало и конец Вселенной – вода», что начало всех вещей – вода, «всё из воды и в воду всё разлагается» .

Почему именно вода? Об этом доподлинно никто не знает. Сам Фалес, по сведениям Диогена Лаэртского, или ничего не писал, или же написал только две работы по астрономии, которые погибли ещё в глубокой древности. Таким образом, свои идеи в области философии он передавал ученикам исключительно в устной форме, поэтому от его учения сохранились в качестве предания только основные постулаты, а все доказательства забылись. Уже Аристотель в IV веке до н. э. вынужден был гадать, почему Фалес пришёл к такому выводу, не зная его обоснований. Нам же остаётся только повторять доводы Аристотеля и других античных комментаторов, обосновывающих положения мыслителя из Милета. Фалеса к его умозаключению могли подвигнуть следующие наблюдения природных явлений:

Читайте также:  Насос центробежный вода с песком

1) каждый человек может увидеть, что при замерзании жидкости превращаются в твёрдые тела, а при испарении – в газообразные. Таким образом, все твёрдые тела и газообразные вполне могли возникнуть из жидких или, по терминологии древних, из воды. «Всё образуется из воды путём её затвердевания [замерзания], а также испарения» . Если вода может превратиться в пар и лёд, то почему она не может превратиться и в землю и в камень, а затем в растения, в животных?

2) Жидкости могут принимать любую форму. Вода, налитая в сосуд, принимает форму сосуда. «Влажное вещество, с лёгкостью преображаясь во всевозможные [тела], принимает пёстрое многообразие форм. Испаряющаяся часть его обращается в воздух, а тончайший воздух возгорается в виде эфира. Выпадая в осадок и превращаясь в ил, вода обращается в землю» . Неустойчивость, подвижность воды может послужить объяснением постоянной изменчивости вещей.

3) Растения и животные не могут обходиться без питья. Лишённые воды они умирают и засыхают. «Всякая пища пропитана соками. А из чего каждое существо состоит, тем оно и питается» . Более того, Фалес считал, что питаться водой, помимо животных и растений, должны и неорганические вещества. «Сам огонь солнца и звёзд питается водными испарениями, равно как и сам космос» . Последнее положение с точки зрения современной науки представляется бредовым, но так Фалес объяснял водные испарения.

4) Сперма всех живых существ жидкая, то есть все животные берут начало из влаги .

Однако помимо житейских наблюдений Фалес в своих умозаключениях руководствовался также и мифологической традицией. В ней заключались его идейные корни.

5) Ещё Гомер считал Океан «прародителем богов» , от этого божества воды, которого он понимал не только как седобородого старца, но и как олицетворение всей гидросферы Земли, совокупность океанов, морей, рек и ручейков, происходит всё существующее в мире. С одной стороны, между Океаном Гомера и водой Фалеса огромное сходство, чуть ли не тождество, но, с другой, — и большое различие. У обоих мир возникает из воды, только у Гомера она предстаёт в виде персонифицированного божества, а Фалес переводит миф на язык общих понятий. Его вода – не столько определённое божество (об этом речь ещё пойдёт дальше), сколько физическая субстанция, материя, заполняющая собой всё мировое пространство. Кроме того, у Гомера всё от Океана произошло, но дальше стало существовать само по себе (вышло из воды и ушло). У Фалеса – вышло из воды и в воду опять возвращается, происходят нескончаемые превращения состоящего из воды вещества.

Читайте также:  Очень слышно когда соседи включают воду

6) Помимо греческой мифологии Фалес заимствует положения из мифологии египетской. Вслед за египетскими мифами он считал, что Земля плоская как блин и плавает на воде как дерево или корабль. Солнце, вращаясь вокруг Земли, ночную часть пути проделывает под водой; солнечный бог Ра погружается в ладью и в ней возвращается к месту восхода. Из этого делался вывод, что сами боги рождаются из влаги и ею питаются, а тот факт, что Земля покоится на воде, свидетельствует о старейшинстве воды, что она является первоначалом всех вещей. Колебаниями водной опоры Фалес также объяснял землетрясения.

Источник

Вся суть вода фалес

«Земля — на воде» и «начало всех вещей — вода»

Фалес Милетский
Θαλῆς ὁ Μιλήσιος
Фрагменты ранних греческих философов

Из четверицы элементов Фалес объявил воду наипричиннейшим элементом.

АРИСТОТЕЛЬ. Метафизика, I, 3, 983 b 6 [Предвосхищение предшественниками Аристотеля его учения о 4-х причинах ( aitia ) или началах ( arcai ) бытия: материального, формального; движущего и целевого]: Большинство первых философов полагали начала, относящиеся к разряду материи, единственными началами всех вещей: из чего все сущие [вещи] состоят, из чего, как из первого, они возникают и во что, как в последнее, они уничтожаются . . . это они полагают элементом и это — началом сущих [вещей].

Там же. 983 b 18: Однако количество и вид ( eidoz ) такого начала ( arch ) не все определяют одинаково. Так, Фалес, родоначальник такого рода философии, считает [материальное начало] водой (поэтому он и утверждал, что земля — на воде). Вероятно, он вывел это воззрение из наблюдения, что пища всех [существ] влажная и что тепло как таковое рождается из воды и живет за счет нее, а «то, из чего [все] возникает», — это, [по определению], и есть начало всех [вещей]. Вот почему он принял это воззрение, а также потому, что сперма всех [живых существ] имеет влажную природу, а начало и причина роста содержащих влагу [существ] — вода.

Некоторые полагают, что уже первые богословы, жившие в глубочайшей древности и задолго до нынешнего поколения, держались того же воззрения на природу, [что и Фалес]: дескать, в своей поэзии они изобразили праотцами всего возникшего Океана и Тефию и [говорили], что боги клянутся водой или, как они сами <поэты>ее называли, Стиксом: старейшее, [рассуждают «некоторые»], чтимо всего более, а чтимое всего более — это то, чем клянутся, [следовательно, «вода» = «старейшее», topresbutaton ]. Действительно ли это мнение о природе столь древнее и старое — пожалуй, неясно, однако Фалес, говорят, высказался о первой причине ( aitia ) указанным образом.

Мнения философов, I, 3 («О началах»), 1 [слова «сей муж. постарше» отсутствуют у Стобея: вставка Псевдо-Плутарха]: Фалес Милетский утверждал, что начало сущих [вещей] — вода. (Сей муж считается зачинателем философии, и по нему была названа ионийская школа: ведь философских преемств было множество. Изучив философию в Египте, он вернулся в Милет постарше.) Все из воды, говорит он, и в воду все разлагается. Заключает он [об этом], во-первых, из того, что начало ( arch ) всех животных — сперма, а она влажная; так и все [вещи], вероятно, берут [свое] начало из влаги. Во-вторых, из того, что все растения влагой питаются и [от влаги] плодоносят, а лишенные [ее] засыхают. В-третьих, из того, что и сам огонь Солнца и звезд питается водными испарениями, равно как и сам космос. По этой же причине и Гомер высказывает о воде такое суждение: «Океан, который всем прародитель».

ИППОЛИТ. Опровержение всех ересей, I, 1: Сообщают, что Фалес Милетский, один из семи мудрецов, первым принялся за философию природы. Он говорил, что начало и конец Вселенной — вода. Ибо все образуется из воды путем ее затвердевания [

замерзания], а также испарения. Все плавает по воде, от чего происходят землетрясения, вихри и движения звезд. И все произрастает и течет в ладном согласии с природой предка-родоначальника, от которого все произошло. Богом он считал вот что: «То, у чего нет ни начала, ни конца».

ГЕРАКЛИТ-АЛЛЕГОРИСТ. Гомеровские вопросы, 22: Влажное вещество, с легкостью преображаясь [собств. «перелепливаясь»] во всевозможные [тела], принимает пестрое многообразие форм. Испаряющаяся часть его обращается в воздух, а тончайший воздух возгорается в виде эфира. Выпадая в осадок и превращаясь в ил, вода обращается в землю. Поэтому из четверицы элементов Фалес объявил воду наипричиннейшим элементом. Кто ж породил это воззрение? Разве не Гомер, сказавший: «Океан и т. д.»?

Источник

Милетская школа: Фалес

Схема 2.2.1. Милетская школа: Фалес

Милетская школа
Новый вид мудрости:

Не бог(-и), а сама природа в виде одной из своих стихий – воды – управляет собственным существованием и сохранением
Закон природы:
природа вечно остается одной и той же, потому что вода уравновешивает процессы возникновения и уничтожения всех вещей
Цикл сохранения природы по Фалесу

Возникновение

Вода Вещи

Уничтожение

Фалес (625-547 до н. э.), согласно Платону, – один из семи легендарных мудрецов (Фалес, Питтак, Биант (Биас), Солон, Клеобул, Мисон, Хилон – только четверо первых упоминаются всеми авторами), математик, астроном, путешественник и изобретатель. Родоначальник античной философии и науки, основатель милетской школы (натурфилософской традиции философствования).

Хотя Фалес написал несколько книг, ни одна из них не сохранилась. Достоверно известны лишь следующие высказывания Фалеса:

«Все есть вода» и «Магнит имеет душу (способность притягивать железо)».

Высказывание «Все есть вода» выражает суть нового вида мудрости: не бог, а вода, одна из природных стихий, названа причиной и целью существования всей природы. Вода – принцип справедливости (сохранения) всей природы: сколько вещей из нее возникает, столько в нее и возвращается.

Главные следствия высказывания «Все есть вода»:

• каждая вещь представляет прямую или превращенную форму существования воды;

• вещи рождаются, возникая из воды, и умирают, обращаясь в воду, как свое первоначало (все было когда-то водой, все будет когда-нибудь водой, на воду обмениваются все вещи);

• круговорот воды – форма существования и самосохранения воды и всей природы.

Высказывание «Магнит имеет душу» означает, что если нечто обладает способностью двигать, оно имеет душу. Но магнит имеет такую способность. Значит, у магнита есть душа. Если предположить, что душа – это то, что сейчас известно как энергия, способность совершать работу, то данное высказывание указывает на одно из самых фундаментальных свойств природы (ср. с законом пропорциональности массы и энергии Эйнштейна).

Оба высказывания Фалеса логически связаны друг с другом: вода благодаря присущей ей энергии совершает работу по сохранению природы.

Фалес первым в истории познания сформулировал естественнонаучный принцип сохранения природы: природа существует и сохраняется не потому, что так желают боги, а потому, что обладает вечно порождающим энергетическим началом – водой. ЦИТАТЫ
«Быть умеренным – благо». (Клеобул Линдский)
«Все обдумай наперед». (Периандр)
«Знай меру времени». (Питтак Митиленский)
«Где много голов – быть беде». (Биас Приенский)
«Поручителю – горе». (Фалес Милетский)
«Познай самого себя». (Хилон)
«Не увлекайся ничем». (Солон)

Источник

Фалес Милетский — один из «семи мудрецов»
(624-547 гг. до н.э.)

Учение Фалеса

Вся философия Фалеса уцелела в истории в двух положениях: первое – о том, что всё полно душ; второе, что «начало всего есть вода».

Фалес вода

Согласно Фалесу, жизнь связана с влагой: «зёрна всего сущего имеют влажную природу». Вечно текучая вода – это живая субстанция природы, питающая и рождающая из себя всё, носящая на себе землю, из которой образуются и растут все твари. Более того, в своих выводах Фалес идёт дальше, допуская, что не только живое, но даже и огонь солнца питается влажными испарениями. Неизменная и вместе с тем живая текучесть, сама в себе переливающаяся первоначальная влага обнимает собою всё мироздание; служа источником плодотворной, животворящей небесной воды, она является началом и неотъемлемым свойством всего существующего.

Важным условием, в связи с которым возникает соображение признать стихию воды первовеществом мира, надо полагать, служит то обстоятельство, что вода – жидкая материя. У жидкости есть важнейшее качество – изменчивость, т.е. способность принимать любую форму, твердеть и испаряться, переходить в различные агрегатные состояния. Таким образом, можно теоретически представить себе мир, устроенный из жидкой материи.

Фалес полагает воду как изначально бесформенное начало. Это значит, что она есть некая простая всеобщая сущность, предшествующая всему множеству конечных форм бытия и определяющая чувственную достоверность вещественного мира. Таким образом, многообразие вещей и явлений сводится Фалесом к единству, которое носит всеобщий характер: все яв-ления переходят друг в друга, возникая и уничтожаясь, при этом одна сущность действительна во всём: она – то, что есть, то, из чего всё возникает, из чего всё состоит (или без чего ничто не может существовать), то, во что всё разрешается.

Следует заметить, что такая субстанциальная всеобщность воды носит у Фалеса чисто умозрительный, т.е. сверхчувственный характер. В чувственной достоверности каждая вещь имеет значение в своей единичности: чувственная вода не всеобща, так как наряду с нею есть огонь, воздух, земля.

Ученики Фалеса

Фалес сделал значительный шаг по пути поиска первоначала и формированию философского образа мира. Его дело было продолжено учениками – Анаксимандром и Анаксименом.

Источник

Вечный студент

Сайт, посвященный культуре, гуманности, истории и самопознанию

Подписаться на блог по эл. почте

Поиск

Финалист конкурса «На Благо Мира»

Изображение

Аранжировка на заказ

Профессиональный композитор принимает заказы на аранжировку музыкальных произведений любых стилей, жанров и сложности.

Обращаться alexandrkars547@gmail.com

Группа «Время и времена» ВКонтакте

Популярные записи и страницы

Онлайн агентство «Вектор мастерства»

Финалист Московской литературной премии

Facebook

Метки

Весь мир из воды!(Фалес Милетский)

Гипотезы о мироздании

Греция VI века до н.э была на особом положении, находясь в отдалении от центров мировой культуры — Египта и Вавилона. У нее была возможность рассматривать со стороны и ту, и иную религиозную концепцию, но при этом идти своим путем.Так в Древней Греции не сложилось особой жреческой касты, охраняющей религиозные догмы от свободной мысли. Вероятно, поэтому именно здесь начался расцвет античной науки.

И конечно, одним из первых перед человечеством встал вопрос о мироздании.

Милет это древний город в Малой Азии, небольшой греческий полис.

Происхождение Фалеса неизвестно. Современники считали его пришельцем из Финикии. Основным его занятием была торговля, но образование он получил прекрасное. Род его занятий заставлял его путешествовать по всему культурному миру. Бывал он и в Египте, учился у египетских жрецов. Предполагается, что именно он привез в Грецию основы геометрии, астрономии, физики

И высокий интеллект, и необходимость по роду деятельности контактировать с людьми сделали его к тому же талантливым политиком и дипломатом, много сделавшим для объединения ионийских городов. Знаменитым ученым сделало его удачное предсказание солнечного затмения в 585 году до нашей эры.

Каким же видел мир Фалес из Милета?

Прежде всего одушевленным.

Весь мир представляет собой единую огромную душу, и любая ее часть, любое животное, дерево или камень обладают частью этой души. А материалом, из которого весь мир создан, является вода. Все берет свое начало в воде. Сгущаясь, вода превращается в твердую субстанцию — так появилась земля и весь твердый мир, ее наполняющий. Разреженная вода превращается в воздух и наполняет собой пространство вокруг земли. И этот процесс бесконечен, так как бесконечно испарение воды с твердой поверхности земли и возвращение ее на землю в виде осадков.

Любопытно, что только в конце ХХ века человечество всерьез заговорило о значении и таинственных, мистических свойствах воды, о ее способности воспринимать и сохранять информацию. Так что к философской системе Фалеса Милетского стоит отнестись с уважением, несмотря на его геоцентрические воззрения.

Да, он утверждал, что в центре мира находится Земля, которая плавает в огромном мировом океане. Поэтому все перипетии земного бытия, ураганы, наводнения, землетрясения связаны с процессами в этом мировом океане.

В результате испарения воды с поверхности Земли появились Солнце и звезды. В основе их то же вещество сгущенной воды, только очень сильно раскаленное.

В ХХ веке на Западе родилась уже набившая оскомину поговорочка: «Если ты такой умный, чего ж ты такой бедный?» Этой поговорочкой любят размахивать, как флагом, в МЛМ компаниях.

Подобный вопрос задали Фалесу Милетскому еще 8 тысяч лет назад. Не новый вопрос-то!

Его укорили в том, что философия почему-то не приносит ему богатства, не лучше ли, мол, заняться каким-нибудь более доходным делом, например, по основной специальности, торговле.

Фалес ответил следующим поступком. Он по расположению звезд сделал вывод, что в будущем году ожидается большой урожай масличных культур. Затем скупил все маслобойни в своем городе и на ближайшем Хиосе, потому что из-за постоянных неурожаев стоили эти производства немного. А на следующий урожайный год, он стал сдавать эти маслобойни внаем и тут же разбогател.

Вот так и доказал он своим современникам, а заодно и нашим современникам, что высокому интеллекту совершенно нетрудно приносить доход. Просто времени на это жалко!

Источник

Оцените статью