Выберите название простого вещества вода сода

Про соду

Сода – это соль. Парадоксально? Ничуть. Сода пищевая , она же сода питьевая, она же натрий двууглекислый NaНCO3 – вещество, относящееся к классу солей. Все соли твердые и построены из ионов, а не из молекул. Современное название соды – гидрокарбонат натрия , оно указывает на то, из каких ионов пищевая сода состоит: это ион натрия и гидрокарбонат-ион.

Представьте, что у банок на кухонной полке отклеились этикетки, и мы не знаем, где поваренная соль, а где сода. Как их отличить друг от друга? Оба вещества – белые порошки, оба растворяются в воде. Кто сказал – на вкус? Увы: вкус у соды тоже соленый. Чтобы ощутить различие, надо быть опытным дегустатором. Соль в кубических кристалликах? Если она мелкая, вы не заметите форму кристаллов.

Ответ простой: эти вещества по-разному ведут себя при нагревании. Соль можно долго греть без последствий (правда, при температуре 801 градус Цельсия она расплавится), а сода выше 60 градусов начинает разлагаться на карбонат натрия, углекислый газ и воду. Только как это увидеть? Ведь, когда мы греем, вода выделяется в виде пара, и ее вместе с углекислым газом не видно, а карбонат натрия – такое же белое твердое вещество, как и гидрокарбонат.

Но выделяющиеся пузырьки газа хорошо видны, если высыпать соду в горячую воду. И не только видны, но и слышны: газ сильно шипит. Это часто происходит, когда мы готовим полоскание для горла.

Читайте также:  Гидравлика это вода или масло

Да, сода – простое и дешевое средство, употребляемое при ангинах и прочих воспалениях горла, а также десен и зубов. Раствор соды имеет слабощелочную среду – как раз в достаточной степени, чтобы подавлять активность бактерий, но не настолько, чтобы создавать дискомфорт для слизистой оболочки ротовой полости.

Где еще применяется сода? Все видели и, вероятно, не раз проделывали настоящую химическую реакцию – гашение соды уксусом. Кислота, содержащаяся в уксусе, вытесняет из соды углекислый газ, который шипит и пузырится. Гашеную соду добавляют в тесто, чтобы пузырьки углекислого газа разрыхляли его и делали пышным. А если тесто само по себе кислое (например, замешивается на кислом молоке), то уксус можно и не добавлять.

Почему мы уточняли, что говорим о пищевой или питьевой соде? Потому что содами называют очень разные вещества. Тот карбонат натрия Na2CO3, который получается при нагревании пищевой соды – тоже сода, но другая, кальцинированная . Она называется так не потому, что в ней есть кальций (его как раз нет, в чем можно убедиться, посмотрев на формулу), а потому, что для ее получения пищевую соду прокаливают (а по-латыни этот процесс – «calcinatio»).

В природе карбонат натрия тоже встречается, однако минерал имеет немного другой состав: Na2CO3*10H2O. Это кристаллическая сода, причем в ее кристаллах связаны молекулы воды. Другое название этого минерала – натрит. Но не следует думать, будто кристаллическая сода – единственная, которая образует кристаллы. Кристаллы пищевой соды вполне возможно вырастить даже на кухне .

И на закуску – самая загадочная из сод, каустическая . Почему загадочная? Потому что она вообще не сода в полном смысле слова, то есть не карбонат. Каустическая сода или каустик – историческое название гидроксида натрия NaOH. Это едкая щёлочь, такой «содой» горло не прополоскать – заработаете химический ожог. В одном из выпусков мы обязательно расскажем про гидроксид натрия.

Если вам было интересно – ставьте плюсик. Пишите в комментариях, о чем еще рассказать.

Источник

Промежуточная диагностическая работа по химии. 8кл. Кузнецова Н.Е.

Входящая диагностическая работа

I вариант (21 балл)

1. Дать определение термину «Вещество». (1 балл).

2. Вставьте пропущенное слово – термин: (1 балл): … — мельчайшая неделимая частица вещества

3. Привести пример вещества растворимого в воде. (1 балл).

4. Соотнесите предложенные примеры с понятиями:

(ответ записать последовательностью цифр).(6 баллов)

примеры: А) гвоздь, Б) ваза, В) железо, Г) стекло, Д) монета, Е) медь.

5. Выберите качественные прилагательные, которые могут быть отнесены к телам: (2 балла)

А) увесистый, Б) тяжёлый, В) растворимый, Г) пахучий

6. Вставьте пропущенное слово в предложении: (1 балл)

Признаки, по которым одни вещества отличаются от других, — это …

7. Выберите из списка вещества нерастворимые в воде: (3 балла)

А) песок, Б) сахар, В) уголь, Г) сода, Д) древесина.

8. Из перечня прилагательных выберите те, которые можно использовать для характеристики предгрозового неба: (2 балла)

А) железный, Б) магнитный, В) свинцовый, Г) тяжёлый, Д) серебристо-белый.

9. Опишите свойства сахара, придерживаясь следующего плана: агрегатное состояние (при нормальных условиях), цвет, запах, растворимость в воде. (2 балла)

10. Опишите, как в походных условиях очистить и обеззаразить речную воду и сделать её пригодной для питья и приготовления пищи? Ответ запишите в порядке осуществления операций (2 балла)

Входящая диагностическая работа

2 вариант (21 балл)

1. Дать определение термину «тело». (1 балл).

2. Вставьте пропущенное слово – термин: (1 балл): … — мельчайшая частица вещества, образованная атомами

3. Привести пример вещества нерастворимого в воде. (1 балл).

4. Соотнесите предложенные примеры с понятиями:

(ответ записать последовательностью цифр).(6 баллов)

примеры: А) золото, Б) капля, В) медь, Г) песок, Д) линейка, Е) сахар.

5. Выберите качественные прилагательные, которые могут быть отнесены к веществам: (2 балла)

А) увесистый, Б) вогнутый, В) растворимый, Г) пахучий

6. Вставьте пропущенное слово в предложении: (1 балла)

То из чего состоят физические тела — это …

7. Выберите из списка вещества растворимые в воде: (3 балла)

А) песок, Б) сахар, В) уголь, Г) сода, Д) спирт.

8. Из перечня прилагательных выберите те, которые можно использовать для характеристики утреннего инея на осенней траве: (2 балла)

А) яркий, Б) серебристый, В) серый, Г) стальной, Д) золотой.

9. Опишите свойства растительного масла, придерживаясь следующего плана: агрегатное состояние (при нормальных условиях), цвет, запах, растворимость в воде. (2 балла)

10. В сахар попали мелкие кусочки стекла. Как вы получите чистый сахар? Опишите последовательность действий. (2 балла)

1 — то из чего состоят тела (1 балл)

3 соль (1балл) или любой другой пример растворимого в-ва

4 1) А, Б, Д. 2) В, Г, Е. (6 баллов)

6 свойства (1балл)

9 кристаллическое вещество, желтовато-белого цвета, без запаха, хорошо растворим в воде (возможны другие варианты ответа)

10 отстоять, профильтровать, прокипятить (2 балла)

1 материальный объект; всё то, что нас окружает (1 балл)

2 молекула (1 балл)

3 песок (1 балл) или любой другой пример нерастворимого в-ва

4 1) Б, Д. 2) А, В, Г, Е. (6 баллов)

6 вещество (1 балл)

9 жидкость, желтоватого цвета, тягучая, легче воды, специфический запах, нерастворимо в воде (возможны другие варианты ответа)(2балла)

10 растворить, профильтровать, кристаллизовать (2 балла)

Критерии оценивания результатов выполнения (в соответствии с ФГОС)

Выполнение учащимися всех видов оценочных материалов по учебным предметам оцениваются в процентном отношении к максимально возможному количеству баллов, выставляемому за работу:

количество баллов за работу: соответствующая оценка и отметка:

— менее 50%-тревожный уровень;10б и менее – неудовлетвор. – «2»

— 51% — 65%- базовый уровень; 12-14 б — удовлетворительно — «3»

— 66% — 85% — повышенный уровень, 16-18 б — хорошо — «4»

— 86% — 100%- высокий уровень, 19 -21 б — отлично — «5»

Базовый уровень достижений – уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующем уровне образования. Достижению базового уровня соответствует оценка «удовлетворительно» (или отметка «3»).

Для оценивания достижений учащихся превышающих базовый уровень используется оценка «хорошо» или «отлично»:

— повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо», ( отметка «4»);

— высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично»

Для оценивания учащихся уровень достижений, которых ниже базового используется оценка «неудовлетворительно» и «плохо» выделяются также два уровня:

-пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);

-низкий уровень достижений – оценка «плохо» ( отметка «1»).

Промежуточная диагностическая работа

Часть А. Выбери один правильный ответ:

1. Вода, сахар, сода, уксус относятся к:

а) веществам; б) физическим явлениям; в) физическим телам;

г) химическим явлениям.

2. Скисание молока относится к:

а) физическому явлению; б) химическому явлению; в) не знаю.

3. Уксус можно отличить от воды по:

а) цвету; б) запаху; в) агрегатному состоянию; г) не знаю.

4. Правильно назван элемент:

а) Нg – водород; б) S – сера; в) Cu – железо; г) Fe – медь;

5. Химическая формула вещества, состоящего из трёх атомов водорода и одного атома азота, имеет вид: а) N3H; б) NH3; в) 3NH; г) не знаю.

6. Атом железа в валентности III образует с атомами кислорода соединение:

7. Валентность атома элемента равна I в оксиде:

8. Среди перечисленных веществ укажите простое вещество:

9. Недостающий коэффициент в уравнении

2Al + __Сl2 → 2AlСl3 равен: а) 2; б) 3; в) 4; г) 5; д) 6.

10. Молярная масса – это: а) масса одной молекулы;

б) масса одного атома; в) масса одного моля; г) не знаю.

11. В кислороде количеством вещества 2 моль содержится молекул:

а) 6·10 23 ; б) 3·10 23 ; в) 1·10 23 ; г) 12·10 23 .

12. Для определения количества вещества можно использовать формулу: а) n=m ·M; б) n=m : M; в) n= M : m; г) не знаю.

13. Кислород количеством вещества 3 моль (н.у.) занимает объём:

а) 11,2 л; б) 67,2 л; в) 44,8 л; г) 22,4 л.

Часть В. Ответом на задание этой части будет некоторое пропущенное слово или комбинация букв и чисел.

1. Установите соответствие:

1. соединения А. Na2S + PbCl2 = PbS + 2NaCl

3. замещения В. 2Li + 2HOH = 2LiOH + H2

2. Признаки химической реакции:

а) выделение тепла;

б) изменение цвета;

в) переход из твёрдого состояния в жидкое;

г) образование осадка;

д) выделение газа;

е) изменение агрегатного состояния

3. При горении спиртовки вначале испаряется спирт. Это____________ явление. Затем спирт горит. Это __________________ явление.

4. Химические реакции, протекающие с выделением теплоты, называются __________________.

Часть С. Напишите развёрнутое решение предложенной задачи.

Вычислите массу оксид фосфора(V),который образуется при сгорании 62 г фосфора.

Промежуточная диагностическая работа

Часть А. Выбери один правильный ответ:

1. Стакан, гвоздь, ложка, пробирка относятся к:

а) веществам; б) физическим явлениям; в) физическим телам; г) химическим явлениям.

2. Превращение воды в пар относится к:

а) физическому явлению; б) химическому явлению; в) не знаю.

3. К веществу, нерастворимому в воде, относится:

а) сахар; б) поваренная соль; в) мел; г) не знаю.

4. Правильно назван элемент:

а) Р – сера; б) Н – водород; в) Al – цинк; г) S – фосфор;

5. Химическая формула вещества, состоящего из двух атомов водорода и одного атома серы, имеет вид: а) 2HS; б) HS2; в) H2S; г) не знаю.

6. Атом фосфора в валентности V образует с атомами кислорода соединение: а) PO5; б) P5O2; в) P2O5; г) PO2.

7. Валентность атома элемента равна III в оксиде:

8. Среди перечисленных веществ укажите сложное вещество:

9. Недостающий коэффициент в уравнении

N2 + 3H2 → __NH3 равен: а) 2; б) 3; в) 4; г) 5; д) 6.

10. Единицей измерения молярной массы является:

а) г; б) г/моль; в) а.е.м.; г) не знаю.

11. В воде количеством вещества 0,5 моль содержится молекул:

а) 6·10 23 ; б) 3·10 23 ; в) 1·10 23 ; г) 12·10 23 .

12. Для определения массы вещества можно использовать формулу:

а) m = n ·M; б) m = n : M; в) m = M : n; г) не знаю.

13. Водород количеством вещества 5 моль (н.у.) занимает объём:

а) 11,2 л; б) 112 л; в) 89,6 л; г) 22,4 л.

Часть В. Ответом на задание этой части будет некоторое пропущенное слово или комбинация букв и чисел.

1. Установите соответствие:

1. соединения А. Fe + CuSO4 = FeSO4 + Cu

3. замещения В. Na2O + H2O = 2NaOH

4. обмена Г. KOH + HCl = KCl + H2O

2. Признаки физического явления:

а) выделение тепла;

б) изменение цвета;

в) переход из твёрдого состояния в жидкое;

г) образование осадка;

д) выделение газа;

е) изменение агрегатного состояния

3. При нагревании железа с серой сера вначале плавится. Это _________ явление. Затем образуется сульфид железа(II). Это ________________ явление.

4. Химические реакции, протекающие с поглощением энергии, называются __________.

Часть С. Напишите развёрнутое решение предложенной задачи.

Вычислите массу оксид алюминия, который образуется при сгорании 27 г алюминия.

Ответы к работе

Часть А – мах 13 баллов (по 1 б за правильный ответ)

Часть В – мах 6 баллов

4 — А (по 0,5б за правил. ответ, мах 2б)

2. а, б, г, д (по 0,5 б за правил. ответ, мах 2б)

3. физическое, химическое (по 0,5 б за правильный ответ, мах 1б)

4. экзотермические (1б за правильный ответ)

Часть С – мах 5 баллов

Часть А – мах 13 баллов (по 1 б за правильный ответ)

Часть В – мах 6 баллов

4 — Г (по 0,5б за правил. ответ, мах 2б)

2. в, е (по 1 б за правил. ответ, мах 2б)

3. физическое, химическое (по 0,5 б за правильный ответ, мах 1б)

4. эндотермические (1б за правильный ответ)

Часть С – мах 5 баллов

Максимальное количество баллов за работу – 24 балла.

— менее 50% (11 б и менее) – неудов. – «2»

— 51% — 65% (12-16 б) – удов. — «3»

— 66% — 85% (17-20 б) — хорошо — «4»

— 86% — 100% (21 -24 б) — отлично — «5»

Итоговая диагностическая работа

Часть 1. При выполнении заданий этой части выберите один правильный ответ.

1. К простым веществам относятся:

а) нефть, б) вода, в) золото, г) питьевая сода.

2. Химический элемент, в атоме которого электроны распределены по слоям так 2, 8, 8, 2 находится в периодической системе:

а) в 4 периоде, 2 группе побочной подгруппе,

б) в 4 периоде, 2 группе главной подгруппе,

в) в 3 периоде, 5 группе главной подгруппе,

г) в 3 периоде, 5 группе побочной подгруппе.

3. В сероводороде H 2 S и сернистом газе SO 2 степени окисления серы соответственно равны: а) +2 и +6, б) +4 и +6, в) -2 и +2, г) -2 и +4.

4. Неполярная ковалентная связь образуется между атомами:

а) хлора и хлора, б) хлора и серы, в) хлора и водорода,

г) хлора и натрия.

5. К химическим явлениям относится процесс:

а) гниение опавших листьев, б) плавление пчелиного воска,

в) испарение спирта, г) чеканка монет.

6. Ряд формул, состоящих только из кислот:

7. Укажите химическую реакцию, которая относится к реакциям соединения:

а) 3 HgCl 2 + 2 Al → 2 AlCl 3 + 3 Hg , б) 4 K + O 2 → 2 K 2 O ,

8. Верны ли суждения о правилах техники безопасности в школьной лаборатории?

А. В лаборатории запрещается трогать реактивы руками.

Б. Чтобы погасить пламя спиртовки, следует его задуть.

а) верно только А, б) верно только Б, в) верны оба суждения, г) оба суждения неверны.

9. Из предложенного перечня веществ в реакцию с раствором хлорида меди ( II ) вступают:

а ) Fe, б ) SiO 2 , в ) HCl , г ) H 2 S , д ) K 2 SO 4 , е ) AgNO 3 .

Выберите ответ с соответствующим набором букв:

а) вгд, б) абд, в) аге, г) бвд.

10. Для приготовления 400г 2% раствора соли необходимо взять соль массой: а) 8г, б) 4г, в) 2г, г) 10г.

В ряду химических элементов Si → Al → Mg :

а) возрастают заряды ядер атомов,

б) возрастает число электронов на внешнем электронном слое атомов,

в) уменьшается электроотрицательность,

г) уменьшаются радиусы атомов,

д) усиливаются металлические свойства.

(ответом является последовательность букв)

12. Установите соответствие между названием вещества и массовой долей кислорода в нём:

Название оксида Массовая доля кислорода

а) оксид марганца ( IV ) 1) 25,4%

б) гидроксид меди ( II ) 2) 32,7%

(в ответе – рядом с буквой д.б. записана соответствующая цифра)

Часть 3. Записать подробный ход решения и полученный результат.

13. Запишите уравнения реакций, соответствующие схеме превращений:

14. Какая масса водорода выделится при взаимодействии магния с соляной кислотой массой 7,3г?

Итоговая диагностическая работа

Часть 1. При выполнении заданий этой части выберите один правильный ответ.

1. К сложным веществам относятся:

а) поваренная соль, б) фосфор, в) серебро, г) алюминий.

2. Химический элемент, в атоме которого электроны распределены по слоям так 2, 8, 8, 4 находится в периодической системе:

а) в 3 периоде, 4 группе побочной подгруппе,

б) в 4 периоде, 4 группе главной подгруппе,

в) в 3 периоде, 2 группе главной подгруппе,

г) в 4 периоде, 4 группе побочной подгруппе.

3. В сероводороде H 2 SO 3 и сернистом газе SO 3 степени окисления серы соответственно равны: а) +2 и +6, б) +4 и +6, в) -2 и +2, г) -2 и +4.

4. Ионная связь образуется между атомами:

а) хлора и хлора, б) хлора и серы,

в) хлора и водорода, г) хлора и натрия.

5. К физическим явлениям относится процесс:

а) образование воды из водорода и кислорода,

б) гашение соды уксусом,

в) образование зелёного налёта на бронзовых памятниках,

г) высыхание лужи на асфальте.

6. Ряд формул, состоящих только из оснований:

а ) С O, NaOH, SO 2 , б ) NaOH, Ba(OH) 2 , Fe(OH) 3 ,

7. Укажите химическую реакцию, которая относится к реакциям разложения:

а) Na 2 O + H 2 O → 2 NaOH , б) 10 Al + 3 V 2 O 5 → 5 Al 2 O 3 + 6 V ,

8. Верны ли суждения о правилах техники безопасности в школьной лаборатории?

А. В лаборатории запрещается переливать раствор из пробирки обратно в исходную склянку.

Б. При нагревании пробиркодержатель закрепляют в её центральной части.

а) верно только А, б) верно только Б, в) верны оба суждения, г) оба суждения неверны.

9. Из предложенного перечня веществ в реакцию с раствором серной кислоты вступают:

а) O 2 , б) Fe , в) CuO , г) CO 2 , д) NaCl , е) Al ( OH )3 .

Выберите ответ с соответствующим набором букв:

а) вгд, б) абд, в) аге, г) бве.

10.В 200г воды растворили 50г соли. Какова массовая доля соли в полученном растворе? а) 25%, б) 20%, в) 2%, г) 2,5%.

11.В ряду химических элементов Cl → Br → I :

а) возрастает число протонов в ядрах атомов,

б) не изменяется число электронов на внешнем электронном слое,

в) увеличивается электроотрицательность,

г) уменьшаются радиусы атомов,

д) увеличивается максимальная степень окисления.

(ответом является последовательность букв)

12. Установите соответствие между названием вещества и массовой долей кислорода в нём:

Название оксида Массовая доля кислорода

а) оксид фосфора ( V ) 1) 25,4%

б) гидроксид железа ( III ) 2) 36,8%

(в ответе – рядом с буквой д.б. записана соответствующая цифра)

Часть 3. Записать подробный ход решения и полученный результат.

13. Запишите уравнения реакций, соответствующие схеме превращений:

14. Какая масса сульфата цинка выделится при взаимодействии цинка с серной кислотой массой 49г?

Максимальное количество баллов за работу:

Ответы к работе:

14. Ответ: масса полученного водорода равна 0,2г

14. Ответ: масса полученного сульфата цинка равна 80,5г

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

Курс повышения квалификации

Современные образовательные технологии в преподавании химии с учетом ФГОС

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Данная диагностическая работа позволяет проверить знания учащихся 8 класса по химии за первое полугодие. Работа составлена для обущающихся по УМК Кузнецова Н.Е.. Работа представлена в двух вариантах одинаковой сложности. Работа состоит из трёх частей, отличающихся по сложности. К работе прилагаются ответы и критерии оценивания

Номер материала: ДБ-648774

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

В России пройдет конференция «Исследования, улучшающие образование»

Время чтения: 2 минуты

В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября

Время чтения: 2 минуты

В России создали сообщество активных родителей

Время чтения: 2 минуты

Путин поручил создать 21,5 тыс. новых учебных мест в школах Дальнего Востока

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Оцените статью