Классификация реакций
Существует несколько классификаций реакций, протекающих в неорганической и органической химии.
По характеру процесса
Так называют химические реакции, где из нескольких простых или сложных веществ получается одно сложное вещество. Примеры:
В результате реакции разложения сложное вещество распадается на несколько сложных или простых веществ. Примеры:
В ходе реакций замещения атом или группа атомов в молекуле замещаются на другой атом или группу атомов. Примеры:
К реакциям обмена относятся те, которые протекают без изменения степеней окисления и выражаются в обмене компонентов между веществами. Часто обмен происходит анионами/катионами:
AgF + NaCl = AgCl↓ + NaF
Окислительно-восстановительные реакции (ОВР)
Это те химические реакции, в процессе которых происходит изменение степеней окисления химических элементов, входящих в состав исходных веществ. ОВР подразделяются на:
- Межмолекулярные — атомы окислителя и восстановителя входят в состав разных молекул. Примеры:
Внутримолекулярные — атомы окислителя и восстановителя в составе одного сложного вещества. Примеры:
Диспропорционирование — один и тот же атом является и окислителем, и восстановителем
Замечу, что окислителем и восстановителем могут являться только исходные вещества (а не продукты!) Окислитель всегда понижает свою СО, принимая электроны в процессе восстановления. Восстановитель всегда повышает свою СО, отдавая электроны в процессе окисления.
От обилия информации можно запутаться. Я рекомендую сформулировать четко: «Окислитель — понижает СО, восстановитель — повышает СО». Запомнив эту информацию таким образом, вы не будете путаться.
ОВР уравнивают методом электронного баланса, с которым мы подробно познакомимся в разделе «Решения задач».
Обратимые и необратимые реакции
Обратимые реакции — такие химические реакции, которые протекают одновременно в двух противоположных направлениях: прямом и обратном. При записи реакции в таких случаях вместо знака «=» ставят знак обратимости «⇆».
Классическим примером обратимой реакции является синтез аммиака и реакция этерификации (из органической химии):
Необратимые реакции протекают только в одном направлении, до полного расходования одного из исходных веществ. Главное отличие их от обратимых реакций в том, что образовавшиеся продукты реакции не взаимодействуют между собой с образованием исходных веществ.
Иногда сложно бывает отличить обратимую реакцию от необратимой, однако я дам несколько советов, которые советую взять на вооружение. В результате необратимых реакций:
- Образуются малодиссоциирующие вещества (например — вода, однако есть исключения — реакция этерификации)
- Реакция сопровождается выделение большого количества тепла
- В ходе реакции образуется газ или выпадает осадок
Примеры необратимых реакций:
NaOH + HCl = NaCl + H2O (образуется вода)
2Na + 2H2O = 2NaOH + H2 (сопровождается выделением большого количества тепла)
Реакции и агрегатное состояние фаз
Фазой в химии называют часть объема равновесной системы, однородную во всех своих точках по химическому составу и физическим свойствам и отделенную от других частей того же объема поверхностью раздела. Фаза бывает жидкой, твердой и газообразной.
Все реакции можно разделить на гетеро- и гомогенные. Гетерогенные реакции (греч. heterogenes — разнородный) — реакции, протекающие на границе раздела фаз, в неоднородной среде. Скорость таких реакций зависит от площади соприкосновения реагирующих веществ.
К гетерогенным реакциям относятся следующие реакции (примеры): жидкость + газ, газ + твердое вещество, твердое вещество + жидкость. Примером такой реакции может послужить взаимодействие твердого цинка и раствора соляной кислоты:
Гомогенные реакции (греч. homogenes — однородный) — реакции, протекающие между веществами, находящимися в одной фазе.
К гомогенным реакциям относятся (примеры): жидкость + жидкость, газ + газ. Примером такой реакции может служить взаимодействие между растворами уксусной кислоты и едкого натра.
Реакции и их тепловой эффект
Все реакции можно разделить на те, в ходе которых тепло поглощается, или, наоборот, тепло выделяется. Представьте пробирку, охлаждающуюся или нагревающуюся в вашей руке — это и есть тот самый тепловой эффект. Иногда тепла выделяется так много, что реакции сопровождаются воспламенением или взрывом (натрий с водой).
Экзотермические реакции (греч. exo — вне) — химические реакции, сопровождающиеся потерей энергии системой и выделением тепла (той самой энергии) во внешнюю среду. При написании химических реакций в конце экзотермических ставят «+ Q» (Q — тепло), иногда бывает указано точное количество выделяющегося тепла. Например:
2Mg + O2 = 2MgO + Q
NaOH + HCl = NaCl + H2O + 56 кДж
К экзотермическим реакциям часто относятся реакции горения, соединения.
Исключением является взаимодействие азота и кислорода, при котором тепло поглощается:
Как уже было отмечено выше, если тепло выделяется во внешнюю среду, значит, система реагирующих веществ потеряло это тепло. Поэтому не должно казаться противоречием, что внутренняя энергия веществ в результате экзотермической реакции уменьшается.
Энтальпией называют (обозначение Н), количество термодинамической (тепловой) энергии, содержащееся в веществе. Иногда с целью «запутывания» в реакции вместо явного +Q при экзотермической реакции могут написать ΔH 0, так как внутренняя энергия веществ увеличивается. Например:
CaCO3 = CaO + CO2↑ ; ΔH > 0 (значит реакция эндотермическая, так как внутренняя энергия увеличивается)
Замечу, что не все реакции разложения являются эндотермическими. Широко известная реакция разложения дихромата аммония («вулканчик») является примером экзотермического разложения, при котором тепло выделяется.
© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2021
Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.
Источник
Взаимодействие натрия с водой относится к реакциям. Взаимодействие натрия с водой относится к реакциям Взаимодействие натрия с водой относят к реакции
Транскрипт
1 Задания А19 по химии 1. Взаимодействие оксида натрия с водой относится к реакциям 1) соединения, необратимым 2) обмена, обратимым 3) соединения, обратимым 4) обмена, необратимым Оксид натрия — основный оксид, который бурно реагирует с водой с образованием гидроксида натрия. 2. Укажите реакцию замещения. 1) 2) 3) 4) Признаками реакции замещения в органической химии являются следующие: из 2 веществ образуется 2 вещества, углеродный скелет не разрушается, атом или группа атомов замещается на другой атом или группу атомов. Эти признаки мы наблюдаем в реакции 1. Ответ: 1.
2 3. Взаимодействие натрия и воды относится к реакциям 1) эндотермическим, каталитическим 2) экзотермическим, каталитическим 3) эндотермическим, обратимым 4) экзотермическим, необратимым Эта реакция идет с выделением теплоты и газа водорода (признак необратимости реакции). 4. Взаимодействие кислорода с оксидом серы (IV) относится к реакциям 1) соединения, эндотермическим 2) соединения, экзотермическим 3) замещения, эндотермическим 4) обмена, экзотермическим 2SO2 +O2 = 2 SO3 это реакция соединения, практически все реакции соединения являются экзотермическими. Ответ: 2.
3 5. К окислительно-восстановительным реакциям не относят разложение 1) метана 2) азотной кислоты 3) хлорида аммония 4) нитрата аммония К окислительно-восстановительным реакциям не относят разложение хлорида аммония т.к. образуются аммиак и хлороводород, степени окисления элементов не изменяются. Ответ: Взаимодействие между глицерином и высшими карбоновыми кислотами относится к реакциям 1) обмена 2) изомеризации 3) присоединения 4) этерификации Реакция между спиртом и кислотой носит название реакция этерификации, она приводит к образованию сложного эфира.
4 7. Взаимодействие карбоната калия с раствором хлорида магния относят к реакциям 1) разложения 2) обмена 3) замещения 4) соединения Реакция обмена это реакция, протекающая между двумя сложными веществами, в результате которой они обмениваются своими составными частями. 8. При нагревании дихромата аммония происходит реакция 1) обмена 2) замещения 3) разложения 4) соединения Соли аммония термически нестабильны. При нагревании дихромата аммония происходит его разложение с образованием азота, оксида хрома (III) и воды. Ответ: 3.
5 9. К реакциям обмена относится взаимодействие между 1) этиленом и водой 2) соляной кислотой и магнием 3) ацетиленом и бромом 4) уксусной кислотой и гидроксидом магния Реакции обмена протекают между двумя сложными веществами, в результате которых вещества обмениваются составными частями. Из перечня, такой является реакция между уксусной кислотой и гидроксидом магния 2СH3COOH+Mg(OH)2=(CH3COO)2Mg+2H2O 10. При нагревании нитрата меди (II) протекает реакция 1) замещения 2) обмена 3) соединения 4) разложения При нагревании нитрата меди (II) протекает реакция разложения: 2Cu(NO3)2=2CuO+4NO2+O2
6 11. Хлорирование бензола на свету относится к реакции 1) замещения 2) присоединения 3) обмена 4) разложения Обратите внимание — хлорирование на свету, а не с катализатором. При этом образуется 1,2,3,4,5,6- гексахлорциклогексан. Реакция присоединения. Ответ: Взаимодействие оксида фосфора(v) с водой относится к реакциям 1) соединения, эндотермическим 2) соединения, экзотермическим 3) обмена, экзотермическим 4) замещения, экзотермическим экзотермическая реакция соединения. Ответ: 2.
7 13. Взаимодействие оксида кальция с водой относится к реакциям 1) замещения, экзотермическим 2) соединения, эндотермическим 3) соединения, экзотермическим 4) обмена, экзотермическим Ответ: 3. экзотермическая реакция соединения. 14. Реакция, уравнение которой относится к реакциям 1) окислительно-восстановительным, замещения 2) экзотермическим, обмена 3) эндотермическим, соединения 4) каталитическим, разложения Реакции с участием галогенов и водорода — конечно, реакции соединения. В данном случае эта реакция эндотермическая.
8 Ответ: Взаимодействие кислорода с оксидом серы (IV) относится к реакциям 1) соединения, необратимым 2) соединения, обратимым 3) замещения, эндотермическим 4) обмена, экзотермическим Взаимодействие кислорода с оксидом серы (IV) с образованием оксида серы (VI) относится к одному из важнейших примеров обратимых реакций. 16. При нагревании смеси железа и серы происходит реакция 1) соединения 2) обмена 3) замещения 4) разложения При взаимодействии двух простых веществ может происходить только реакция соединения. Ответ: 1.
9 17. Взаимодействие сульфида натрия с соляной кислотой относят к реакциям 1) замещения 2) разложения 3) соединения 4) обмена Это реакция обмена: 18. Взаимодействие водорода с хлором относится к реакциям 1) разложения, эндотермическим 2) обмена, экзотермическим 3) соединения, эндотермическим 4) соединения, экзотермическим
10 Взаимодействие водорода с хлором относится к реакциям соединения, экзотермическим 19. Взаимодействие кислорода с литием относится к реакциям 1) соединения, эндотермическим 2) соединения, экзотермическим 3) замещения, эндотермическим 4) обмена, экзотермическим Это реакция соединения, проходящая с большим выделением тепла. 20. Реакции нейтрализации соответствует уравнение: 1) 2) 3) 4)
11 По определению — реакция нейтрализации — это взаимодействие кислоты и щелочи, в данном списке есть только один такой вариант.
Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения 1. Какое уравнение соответствует реакции разложения? 2. Какое уравнение соответствует реакции обмена? 3. Какое
1. Какое уравнение соответствует реакции разложения? 2. Какое уравнение соответствует реакции обмена? 3. Какое уравнение соответствует реакции замещения? 4. В реакцию разложения, сопровождающуюся изменением
1. Из предложенного перечня веществ выберите два вещества, с каждым из которых железо реагирует без нагревания. хлорид цинка сульфат меди(ii) концентрированная азотная кислота разбавленная соляная кислота
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ «РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
Задания А8 по химии 1. Цинк взаимодействует с раствором Металлы реагируют с растворами солей менее активных металлов. Mg, Na, Ca более активные металлы чем цинк, поэтому реакция сих солями не возможна.
Вариант 1743654 1. Определите, атомы каких двух из указанных элементов имеют в основном состоянии один неспаренный электрон. 2. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов. Выберите три элемента,
2 Пояснительная записка Программа разработана на основе обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования по химии. Содержание программы 1. Пpедмет и задачи химии. Явления физические
Банк заданий 11 класс химия 1. Электронная конфигурация соответствует иону: 2. Одинаковую кофигурацию имеют частицы и и и и 3. Сходную конфигурацию внешнего энергетического уровня имеют атомы магния и
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ХИМИИ ПО ОСНОВНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ в 2019 году 1. Периодический закон и периодическая система химических
Задания 5. Простые и сложные вещества. Неорганические вещества 1. Вещества, формулы которых и, являются соответственно амфотерным гидроксидом и кислотой амфотерным гидроксидом и солью основанием и кислотой
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 8 г. Конаково «Согласовано» На ШМО Протокол от 2016 г. Руководитель ШМО «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ 8 г. Конаково
Банк заданий по химии 10 класс 1. С каждым из указанных веществ: хлороводород, водород, бромная вода будет реагировать пропан метан этан этилен 5) ацетилен 2. При выполнении задания из предложенного перечня
Задания А12 по химии 1. В схеме превращений Веществами «X» и «Y» являются соответственно Железо окисляется до только очень сильными окислителями (например, таким как хлор). В реакциях с Итак: вещество
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ХИМИИ ПО ПРОГРАММАМ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ в 2018 году БИЛЕТ 1 1. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.
Задания А11 по химии 1. Сульфид железа(ii) реагирует с раствором каждого из двух веществ: Сульфид железа (II) -это нерастворимая соль, поэтому она не будет реагировать с другими солями, а будет реагировать
Билеты для переводного экзамена по химии в 8 классе Билет 1 1. Предмет химии. Вещества. Вещества простые и сложные. Свойства веществ. 2. Кислоты. Их классификация и свойства. Билет 2 1. Превращения веществ.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа села Зарубино Билеты по химии Учитель химии Сомова Н.Х. 2012 г. Экзаменационные билеты по химии Теоретическая
Итоговый тест по химии 11 класс с ответами >>> Итоговый тест по химии 11 класс с ответами Итоговый тест по химии 11 класс с ответами В лаборатории уксусную кислоту получают по схеме: 1 2 3 4 Ответ: 2 Задание
Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов 1. Для увеличения скорости реакции необходимо повысить давление добавить оксид углерода(1v) охлаждать систему удалять оксид углерода(1v) 2. Скорость
1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА. В результате изучения предмета в 9 классе учащийся должен знать/понимать: химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения
Задания А25 по химии 1. Окислительные свойства серная кислота проявляет в реакции, схема которой: Окислители принимают электроны и понижают степень окисления. Серная кислота может проявлять окислительные
Пояснительная записка Рабочая программа по химии составлена на основе следующих документов: Государственный стандарт общего образования Министерства Образования РФ от 05.03.2004г. 1089. Примерная программа,
Экзаменационные билеты по химии для государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов в 2010 2011 учебном году БИЛЕТ 1 1. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.
1. Осадок не образуется при взаимодействии водных растворов и и и 2. Осадок не образуется при взаимодействии водных растворов и и и 3. Вода образуется в реакции ионного обмена при взаимодействии и и и
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Раздел 2. Многообразие химических реакций В результате изучения раздела учащиеся должны важнейшие химические понятия: классификация химических реакций различными способами,
Билет 4 1. Виды химической связи: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, их сходство и различие. 2. Опыт. Проведение реакций, характерных для кислот (на примере хлороводородной кислоты). Билет 5
Тематическое планирование 9 класс /п Содержание Формулировка темы урока Кло-во часов Повторение основных вопросов 8 класса (3 часа). Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ ТЕСТ ПО ХИМИИ (ЭКСТЕРНАТ 9 КЛАСС) 1. Химическая реакция, протекающая с образованием осадка а)h 2 SO 4 + BaCl 2 б) HNO 3 + KOH в) HCl + CO 2 г) HCl + Ag 2. С какими из веществ а) карбонат
Вариант 5 часть 1 При выполнении заданий этой части в бланке ответов М I под номером выполняемого вами задания (А1 — A30) поставьте знак «x» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами
БИЛЕТЫ ПО ХИМИИ 10-11 КЛАСС. БИЛЕТ 1 1. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева на основе представлений о строении атомов. Значение периоди- ческого закона для
Задания В7 по химии 1. Фенол реагирует с 1) хлором 2) бутаном 3) серой 4) гидроксидом натрия 5) азотной кислотой 6) оксидом кремния (IV) Фенолы- кислородсодержащие органические соединения, в молекуле которых
ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА ПО ХИМИИ Поступающий в вуз должен показать знание основных теоретических положений химии как одной из важнейших естественных наук, которые лежат в основе научного понимания
Демоверсия промежуточного мониторинга по химии 2017 2018 учебный год. (профильный класс, учебник Габриелян О.С.). 11 класс (профильный уровень) 5 вариант Часть1. Ответом к заданиям 1 20 является последовательность
УТВЕРЖДЕНО Приказ Министра образования Республики Беларусь 03.12.2018 836 Билеты для проведения экзамена в порядке экстерната при освоении содержания образовательной программы среднего образования по учебному
УТВЕРЖДЕНО Приказ Министра образования Республики Беларусь 03.12.2018 836 Билеты для проведения экзамена в порядке экстерната при освоении содержания образовательной программы базового образования по учебному
Зачет по теме «Химическая связь» 11класс 1. В аммиаке и хлориде бария химическая связь соответственно 1) ионная и ковалентная полярная 2) ковалентная полярная и ионная 3) ковалентная неполярная и металлическая
8 класс Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень) для 8 9 классов, рекомендованной письмом
Задания А16 по химии 1. Формальдегид не реагирует с Формальдегид это муравьиный альдегид, он же метаналь; 40%-й раствор формальдегида в воде называется формалин. По карбонильной группе идут реакции присоединения
Задания А9 по химии 1. Какой оксид реагирует с раствором, но не реагирует с раствором? MgO Основный оксид, т. к. Mg металл со степенью окисления +2. Основные оксиды реагируют с кислотами, кислотными оксидами,
И. А. Громченко Сборник задач по химии для 8 класса Москва Центр образования 109 2009 1. Массовая доля элемента. Расчёты по формулам. 1.1. У какого вещества тяжелее молекула: BaO, P 2 O 5, Fe 2 O 3? 1.2.
1. Какой из перечисленных элементов является наиболее типичным неметаллом? 1) Кислород 2) Сера 3) Селен 4) Теллур 2. Какой из перечисленных элементов имеет наибольшую электроотрицательность? 1) Натрий
Пояснительная записка Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
ХИМИЯ Вариант 0000 Инструкция для абитуриентов Для выполнения экзаменационной работы отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 2 частей, включающих 40 заданий. Если задание не удается выполнить сразу,
Оценочные материалы для элективного курса «Решение задач повышенной сложности» для 0 классов Номер задания Входной контроль Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета В результате изучения химии ученик должен: знать/понимать химическую символику:символы химических элементов, формулы веществ и уравнения химических
Требования к уровню подготовки выпускников: В результате изучения химии обучающийся должен знать /понимать: химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических
Аннотация к рабочей программе по химии 9 класс. 1. Место предмета в структуре основной образовательной программы школы. Рабочая программа по химии для 9 класса реализуется в общеобразовательном классе,
ПРИМЕРНОЕ КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ХИМИЯ-8 2014/2015 учебный год Составлено на основании государственной программы Е.Е. Минченкова при 2 часах в неделю (70 часов за год) Работы I полугодие
ФИПИ Пробный ОГЭ 2018 по химии Тренировочный вариант 1 Подготовила Мустафина Екатерина Андреевна 1 На приведённом рисунке изображена модель атома 1) бора 2) алюминия 3) азота 4) бериллия 2 Атомный радиус
Демонстрационный вариант промежуточной аттестации по химии 11 класс 2017-2018 учебный год 1. Задание Определите, атомы каких двух из указанных в ряду элементов имеют на внешнем энергетическом уровне один
Задания А20 по химии 1. Скорость реакции азота с водородом понизится при 1) уменьшении температуры 2) увеличении концентрации азота 3) использовании катализатора 4) увеличении давления Факторы влияющие
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КЕЖЕМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» Рабочая программа учебного предмета «химия» для учащихся 9 класса п. Кежемский 208 г. Планируемые результаты
Данная рабочая программа составлена на основании: Федеральным законом от 29.12.2012 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 4 г. Балтийска Рабочая программа учебного предмета «Химия» 9 класс, ступень базовый уровень Балтийск 2017год 1.Пояснительная
Банк заданий 10класс часть С (17 задание). Промежуточная аттестация 2018год. 1. Циклопропан + KMnO 4 +H 2 SO 4 = 2. Циклопропан + KMnO 4 +H 2 O = 3. Циклопентен + KMnO 4 +H 2 SO 4 = 4. СН 3 -CH 2 -СН=СН
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ХИМИИ ПО ПРОГРАММАМ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Билет 1 1. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов:
Министерство образования и науки Российской Федерации САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н.Г.ЧЕРНЫШЕВСКОГО Программа вступительного испытания на бакалавриат/специалитет
За да ния для подготовки 1. При сжигании сульфида железа (II) в кислороде выделилось 28 л сернистого газа (в пересчете на нормальные условия). Вычислите массу исходного соединения железа в граммах. Ответ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Статус документа Рабочая программа по химии составлена для 9 класса на основе Примерной программы основного общего образования по химии. В рабочей программе определен перечень демонстраций,
4. Задания на нахождение массы (объема, количества вещества), массовой (объемной) доли продукта реакции и массовой доли (массы) химического соединения в смеси. Решение задачи следует начинать с анализа
Банк заданий химия 9 класс 1. Элемент имеет три электрона на 2-м энергетическом уровне. Порядковый номер элемента 3 5 7 13 2. Сколько электронов находится на внешнем уровне элемента с порядковым номером
Требования к уровню подготовки учащихся После изучения материала 9 класса учащиеся должны: Называть химические элементы по символам, вещества по формулам, признаки и условия осуществления химических реакций,
ТЕСТ « ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ»
1. Взаимодействие натрия с водой является реакцией:
а) экзотермической, соединения, обратимой; б) экзотермической, замещения, гетерогенной;
в) эндотермической, замещения, необратимой; г) эндотермической, обмена, гомогенной.
2. К окислительно- восстановительным реакциям относится:
а) С 2 Н 2 + Н 2 ↔ С 2 Н 6 б) NaCl + AgNO 3 = AgCl↓ + NaNO 3
в) СаО + Н 2 О = Са(ОН) 2 в) CH 3 OH + HCl ↔ CH 3 Cl + Н 2 О
3. Коэффициент перед формулой окислителя в уравнении реакции алюминия с бромом равен:
а) 1; б) 2; в) 3; г) 4.
4. Сумма коэффициентов в сокращенном ионном уравнении реакции между хлоридом железа( III ) и гидроксидом калия равна:
а) 6; б) 5; в) 4; г) 3.
а) NH 4 Cl и Н 2 О б) NH 4 Cl (р-р) и КОН (р-р)
в) NH 3 и Н 2 О г) NH 4 NO 3 и Mg(OH) 2
а) ацетат натрия; б) хлорид цинка;
7. С наибольшей скоростью при комнатной температуре будет идти реакция магния с:
а) 1%-ным раствором HCl; б) 5% -ным раствором HCl;
в) 10%-ным раствором HCl; в) 15%-ным раствором HCl.
8. Какова будет скорость реакции при 40˚С, если при 20˚С она равна 0, 4 моль/(л∙ч), а при повышении температуры на 10˚С она возрастает в 3 раза?
а) 0,8 моль/(л∙ч); б) 2,4 моль/(л∙ч);
в) 1,2 моль/(л∙ч); г) 3,6 моль/(л∙ч).
9. Термохимическое уравнение реакции полного сгорания ацетилена:
а) 1305 кДж; б) 130,5 кДж;
в) 261 кДж; г) 62,25 кДж.
а) повышении температуры и повышении давления;
б) повышении температуры и понижении давления;
в) понижении температуры и повышении давления;
г) понижении температуры и понижении давления.
1. Взаимодействие между оксидом меди ( II ) водородом является реакцией:
а) замещения, каталитической, гомогенной; б) обмена, гетерогенной, некаталитической
в) соединения, обратимой, гетерогенной; г) замещения, гетерогенной, необратимой.
2. К окислительно-восстановительным не относится реакция:
а) СН 4 + О 2 → СО 2 + 2Н 2 О б) С 2 Н 2 + 2Br 2 → С 2 Н 2 Br 4
в) К 2 О + Н 2 О = 2КОН г) 2KMnO 4 = К 2 MnO 4 + MnO 2 + О 2
3. Коэффициент перед формулой восстановителя в уравнении реакции, схема которой
4. Сумма коэффициентов в сокращенном ионном уравнении реакции между карбонатом калия и соляной кислотой равна:
а) BaCl 2 (р-р) и СаСО 3 ; б) BaCl 2 (р-р) и К 2 СО 3 (р-р);
в) Ba(NO 3) 2(р-р); и СО 2 ; г) BaSO 4 и Na 2 СО 3 (р-р)
6. В каком из водных растворов кислотная среда?
а) фосфата калия; б) нитрата бария;
в) хлорида аммония; г) формиата натрия.
7. С наименьшей скоростью при комнатной температуре протекает реакция между:
а) Fe и H 2 SO 4 (р-р); б) Си и О 2
в) С 2 Н 5 ОН и Na; г) AgNO 3(р-р) и NaCl (р-р)
8. Чтобы скорость реакции 2А + В → А 2 В не изменилась при увеличении концентрации вещества В в 4 раза, надо:
а) концентрацию А уменьшить в 4 раза; б) концентрацию А увеличить в 2 раза;
в) концентрацию А уменьшить в 2 раза; г) концентрацию А оставить без изменения.
а) 593,7 кДж/моль; б) – 2802,8 кДж/моль;
в) 2802,8 кДж/моль; г) 3562,2 кДж/моль.
10. При повышении давления равновесие сместится в сторону продуктов реакции в системе:
а) Н 2 + Br 2 ↔ 2НВr; б) PCl 5(г) ↔ PCl 3(г) + Сl 2 ;
в) С + СО 2 ↔ 2СО; г) СО + Cl 2 ↔ COCl 2(г) .
№1 Формулы только кислот приведены в ряду
1.) HCl, NaCl, HNO₃
2.) H₂SO₃, H₂SO₄, H₂S
3.) Ca(OH)₂, H₃PO₄, Ca₃(PO₄)₂
4.) Na₂O, NaNO₃, HNO₃
№2 Формулы только щелочей приведены в ряду
1.) Fe(OH)₂, KOH, Ba(OH)₂
2.) NaOH =, Ca(OH)₂, Cu(OH)₂
3.) KON, NaOH, LiOH
4.) Fe(OH)₃, Cu(OH)₂, NaOH
№3 Оксид, который реагирует с гидроксидом натрия, образуя соль
№4 Взаимодействие оксида с водой относятся к реакциям
1.) Соединения
2.) Обмена
3.) Разложения
4.) Замещения
№5 Свойство, которое является общим для нерастворимых оснований и щелочей, — это
1.) Взаимодействие с кислотными оксидами
2.) Взаимодействия с кислотами
3.) Взаимодействие с солями
4.) Разложение
№6 Даны формулы веществ
FeO, K₂O, CO₂, MgO, CrO, CrO₃, SO₂, P₂O₅
Выпишите формулы только основных оксидов.
№7 Установите соответствие между химической формулой вещества и классом неорганических соединений, к которому оно принадлежит.
1.) MgO А) Кислоты
2.) H3PO4 Б) Щёлочи
3.) Al(OH)3 В) Оксиды
4.) NaOH Г) Нерастворимые основания
№8 Допишите правую или левую часть уравнения химических реакций
1.) . + . —> MgCl₂ + H₂
2.) LiOH + SO₃ —>
№9 Распределите вещества по классам:
Mg(OH), CaCl₂, BaC, H₃PO₄, Fe(OH)₂, SiO₂, HCl, Na₂O, KOH, CO₂, H₂SO₄, HgO, SO₂,Na₃PO₄,HNO₃.
№10 Осуществите цепочку превращений
Mg —> MgO —> Mg(OH)₂ —> MgCl₂
1) Бутанол – 2 3) пропановая кислота
2) Метилэтиловый эфир 4) пропаналь
А2. Этилен взаимодействует с
1) Бромоводородом 2) углеродом 3) метаном 4) углекислым газом
А3. Пентанол – 1 взаимодействует с
1) Этановой кислотой 2) этаном 3) углекислым газом 4) гидроксидом алюминия
А4. Глюкоза проявляет свойства альдегидов при реакции с
1) Гидроксидом кальция 2) карбонатом калия 3) пропанолом – 1 4) аммиачным раствором оксида серебра
А5. Ацетилен в лаборатории может быть получен гидролизом
1) Карбида железа 2) карбоната железа (11) 3) карбида алюминия 4) карбида кальция
А6. В схеме превращений
С2Н4 → Х → С2Н5NН2 веществом Х является
1) Этанол 2) диэтиловый эфир 3) дибромэтан 4) нитроэтан
А7. Качественной реакцией на фенол является взаимодействие его с
1) Подкисленным раствором перманганата калия
2) Бромной водой
3) Раствором хлорида железа (III)
4) Гидроксидом меди (II)
А8. Взаимодействие пропена с водой относится к реакциям
1) Этерификации 2) присоединения 3) замещения
А9. Верны ли суждения о свойствах глюкозы?
А. глюкоза относится к моносахаридам – пентозам
Б. раствор глюкозы дает реакцию серебряного зеркала
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
А10. Диметиловый эфир образуется при
1) Взаимодействии хлорметана с натрием
2) Гидратации этена
3) Дегидратации этанола
4) Окислении этанола
А 11. Ксантопротеиновая реакция – это качественная реакция на
1) Алкены 2) спирты 3) белки 4) углеводы
А12. Водородная связь реализуется
1) В молекуле этанола 3) в молекуле этана
2) Между молекулами этана 4) между молекулами этанола
А13. Атом кислорода в молекуле фенола образует сигма – связи в количестве
1) Одной 2) двух 3) трех 4) четырех
2. Взаимодействие этилена и воды относится к реакциям:
3. Получение ацетилена из метана относится к реакциям:
Источник