Ядерные заряды под водой

Ядерная смерть спит на дне Мирового океана

Ничего хуже атомной бомбы человечество за всю свою историю не придумало. Накопленных ядерных зарядов достаточно, чтобы уничтожить планету несколько десятков раз, хотя достаточно и одного. Каждую атомную бомбу охраняют, чтобы не дай Бог чего не случилось. Не взрыв, просто выброс радиоактивной начинки грозит страшной экологической катастрофой. И при этом мало кто думает об опасности, грозящей человечеству со дна Мирового океана.

Океанская свалка человечества

Как вы думаете, что можно найти на дне океанов и морей? Экзотические подводные растения, неизвестные ранее науке виды живых организмов? Конечно. А еще консервные банки, стеклянные бутылки и массу других атрибутов человеческой цивилизации, выброшенных ею в океан как в мусорное ведро.
Однако кроме бытового мусора на дне хранятся «сюрпризы», представляющие собой прямую угрозу и человечеству и планете в целом. Речь идет об «атомных подарках» нашей цивилизации, покоящихся на дне океана. Как мины замедленного действия лежат они под многокилометровыми толщами воды и ждут своего часа.

Погибшие АПЛ

10 апреля 1963 года американская субмарина «Трешер» ушла на запредельную глубину и оказалась раздавленной гидростатическим давлением. 129 человек экипажа остались на дне. Лодка не несла ядерного оружия, но атомный реактор до сих пор покоится на 2,5-километровой глубине.

Читайте также:  Включить воду что значит

21 мая 1968 года в последний раз вышла на связь АПЛ «Скорпион». В октябре с помощью глубоководного аппарата лежащая на 3-километровой глубине субмарина была обнаружена. Атомный реактор и две торпеды с ядерными боеголовками так и лежат на дне Атлантики.

В 1970-м в Бискайском заливе погибла советская АПЛ К-8. Было ли на ней атомное оружие – неизвестно, а два атомных реактора – да. 6 октября 1968 года в Атлантике ушла на дно советская К-219 с 14 ядерными ракетами и двумя атомными реакторами. 7 апреля в Норвежском море погибла советская К-278 («Комсомолец»).

В 2003 году в Баренцевом море затонула буксируемая на утилизацию российская К-159. В 2014 году ее обследовали российский и норвежские ученые. Уровень радиации вокруг лодки в пределах нормы. Специалисты говорят, что 20 лет можно не беспокоиться, но два десятка лет когда-то да пройдут, и что тогда?

Авиация также внесла свой вклад в засорение Мирового океана.

Подарки с неба

13 февраля 1950 года (вот и не верьте после этого в 13-е число) у следующего с Аляски в Техас В-36 загорелся двигатель. Экипаж сбросил атомную бомбу, а потом выбросился и сам на парашютах. В марте 1956 года над Средиземным морем пропал В-47 с двумя атомными бомбами. В 1968 году американцы потеряли у берегов Гренландии 4 атомные бомбы, нашли и подняли только 3.

В 1958 году американский В-57 у побережья штата Джорджия столкнулся с истребителем. Чтобы дотянуть до аэродрома, экипаж избавился от «балласта» — атомной бомбы «Марк 15», в 100 раз более мощной, чем сброшенная на Хиросиму. Потерянного «Марка» в течение 10 недель искали, но найти не смогли, он до сих пор лежит там, буквально в 10 км от побережья.

Утверждают, что американцы официально признали потерю 11 ядерных бомб! Но сколько они потеряли на самом деле, не знает никто. Ведь даже признанные – это результат шума, поднятого газетчиками и свидетелями, когда не признать случившегося было уже просто невозможно.

Были ли потери у советской стороны? Наверняка были, но об этих случаях известно еще меньше. Проблему излишне любопытных журналистов в СССР умели решать быстро и эффективно.

Человек сам себе могильщик

Все эти «захоронения» были результатами аварий, часто сопровождались человеческими жертвами, но что говорить о случаях, когда человек без особой на то причины, по лени или недомыслию сознательно опускал на дно атомные «мины замедленного действия»?

В 1968 году на АПЛ К-27 произошла авария, в результате которой лодка буквально «пропиталась» радиацией. Более 10 лет военные ломали голову, что делать с «грязной» лодкой. В 1981 году проблему решили просто и без затей: К-27 вывели в Карское море и затопили.

И надо сказать, это вовсе не было ноу-хау. Уже несколько десятилетий СССР хоронил в холодных северных водах отработанные ядерные реакторы АПЛ и атомных ледоколов. И это считалось в норме вещей.

А теперь о главном

В течение XX века человек с тупым упрямством превращал Мировой океан в ядерный могильник. Если за земными захоронениями ядерных отходов постоянно наблюдают специалисты, чтобы исключить появление второго Чернобыля, то за морскими могильниками надзора нет никакого.

Взорваться бомбы не могут. Но за десятки лет корпуса бомб и утопленных ядерных реакторов постепенно разрушает коррозия, рано или поздно их смертоносная начинка попадет в окружающую среду. Заражена будет вода, водоросли, рыбы и животные, живущие в океане.

Да, вода занимает 70% земной поверхности, казалось бы, что нашей планете несколько сот отравленных квадратных километров! Да, если ЧП случится в акватории Северного Ледовитого океана, оно затронет минимум людей. Но многие «подарки» лежат в нескольких км. от густонаселенных побережий Европы и Америки, где рыбачьих лодок и круизных судов больше чем рыбы в море. В этом случае последствия ЧП будут катастрофическими.

И последнее. Бесхозные атомные бомбы постоянно притягивают к себе внимание международных террористов. Сложно украсть ядерную бомбу с охраняемой базы. А тут лежит себе, бери – не хочу. Специалисты утверждают, достать со дна океана утерянную бомбу невероятно сложно. Необходимы огромные суммы и специальная техника. Это не под силу многим государствам, а уж гонимым международным сообществом террористам – и подавно. Однако в последние годы террористы внезапно разбогатели. А если есть деньги, то решаются и все остальные проблемы.

Источник

Ядерные глубинные бомбы холодной войны

Годы холодной войны подарили миру большое количество образов ядерного оружия. При этом речь идет не только о стратегических наступательных вооружениях и межконтинентальных баллистических ракетах. За время противостояния США и СССР в двух странах было разработано огромное количество образцов тактического ядерного оружия от обычных авиабомб и артиллерийских снарядов до глубинных ядерных бомб, предназначенных для борьбы с подводными лодками противника. В Советском Союзе ядерный противолодочный комплекс, который включал в свой состав и самолет-амфибию Бе-12, получил звучное название «Скальп» и был принят на вооружение 55 лет назад – в 1964 году.

Американские глубинные бомбы

В гонке вооружений одна из сторон всегда пыталась догнать другую, разрабатывая аналогичные или еще более совершенные образцы вооружений и военной техники. Созданная в 1964 году в СССР первая отечественная ядерная глубинная бомба, которая вошла в состав авиационно-противолодочного комплекса, была ответным шагом на разработки американской оборонки. Свою глубоководную атомную бомбу американские военные получили в 1950-е годы, запустив еще один виток гонки вооружений между странами.

При этом интерес американцев к созданию подобного оружия был вполне обоснован. Советский Союз сделал осознанную ставку на создание и развитие мощного подводного флота. Советские субмарины, которые получали на вооружение первые баллистические или крылатые ракеты, в том числе оснащенные ядерными боеголовками, становились реальной угрозой для прибрежных городов США и европейских союзников Вашингтона. В этих условиях американцы рассматривали любые возможные способы гарантированного поражения советских субмарин и достаточно быстро пришли к идее создания глубинной авиабомбы с ядерным боезарядом.

Отличительной особенностью всей линейки американских ядерных глубинных бомб были женские имена. Первая в мире противолодочная авиационная бомба, получившая ядерный заряд типа W-7 мощностью примерно 5-10 кт, получила красивое женское имя Betty. Использовать подобные боеприпасы могли самолеты самых разных типов, включая устаревшие машины, к которым на тот момент времени относились поршневые штурмовики A-1 Skyraider и палубные противолодочные самолеты S-2 Tracker. Для этих же целей могли использоваться американские турбореактивные самолеты-амфибии P6M Seamaster, которые американские военные оценивали, как не самые удачные самолеты в своем классе. Первые американские глубинные ядерные бомбы недолго продержались на вооружении, от них решили отказаться уже к 1960 году. Считается, что за всё время производства было собрано 225 ядерных бомб Betty.

Несмотря на отказ от Betty интерес к ядерным глубоководным бомбам не пропал, наоборот угроза со стороны советского подводного флота с каждым годом лишь увеличивалась, а морское командование рассматривало субмарины с ядерным оружием на борту, как реальную стратегическую угрозу. На смену бомбе Betty на вооружение американской армии пришла гораздо более совершенная и мощная бомба, получившая еще одно женское имя Lulu. Авиационная глубинная бомба Mark 101 Lulu получила ядерную боеголовку W34 мощностью примерно 11 кт. Данный боеприпас производился в пяти разных вариантах и оставался на вооружении американских ВМС с 1958 по 1971 год. Хранилось новое оружие не только на американских базах, бомбы данного типа активно поставлялись и союзникам США по блоку НАТО. Известно, что бомбы «Лулу» хранились на британской авиабазе Корнуолл, ими могли вооружаться самолеты Avro Shackleton Королевских ВВС.

Глубоководная ядерная бомба Mark 101 Lulu достигала в длину 229 см, её диаметр составлял 46 см, весила такая бомба 540 кг. Носителями опасного для любой субмарины противника оружия были не только базовые патрульные самолеты, к которым относили модели P-2 Neptune и P-3 Orion, но и самолеты штурмовой авиации А-3 Skywarrior и А-4 Skyhawk и даже вертолеты, например SH-3 Sea King. При этом специализированные патрульные самолеты могли брать на борт пару подобных бомб, что повышало их возможности по борьбе с подводными лодками противника.

К основным недостаткам бомб «Лулу», который признавали и сами американцы, относилось отсутствие датчиков для фиксации свободного падения. Говоря простым языком, у бомбы отсутствовал важный элемент устройства безопасности, который активировал бы срабатывание лишь после сброса с самолета и свободного падения с определенной высоты. По этой причине бомбы были достаточно опасны в обращении. Если бы подобный боеприпас, приведенный в боевое положение, скатился с палубы авианосца и упал в воду, бомба просто взорвалась бы при достижении заданной глубины.

Советский ответ. Ядерная глубинная бомба СК-1 «Скальп»

Отечественным ответом на создание американцами ядерных глубинных бомб стала советская бомба СК-1, изделие 5Ф48, известная также под обозначением «Скальп». Впервые задача создания комплекса в составе бомбы и самолета, которые эффективно могли бы бороться с подводными лодками противника, была сформулирована в СССР в 1960 году, тогда же вышли первые ТТХ будущего проекта, утвержденные командованием ВМФ. К тому моменту советские военные уже знали, что у противника имеются подобные образцы вооружений. При этом советская ядерная глубинная бомба разрабатывалась и как ответ на появление у американцев новых атомных ракетных стратегических подлодок типа «Джордж Вашингтон», вооруженных баллистическими ракетами. Такие лодки представляли огромную угрозу для флота и инфраструктуры СССР в случае перехода войны из холодной стадии в горячую.

Работы по созданию нового оружия велись достаточно быстро и уже в 1961 году первые образцы новых глубинных бомб передали для проведения заводских испытаний. Испытания новых боеприпасов без ядерных зарядов на борту проводились на специальном морском полигоне, расположенном возле Крыма. Новую бомбу советские конструкторы собирались использовать совместной с удачной турбовинтовой летающей лодкой Бе-12 «Чайка», созданной специалистами КБ имени Бериева. Особая модификация гидросамолета получила обозначение Бе-12СК. В 1964 году совместные испытания ядерной глубинной бомбы и самолета Бе-12 были завершены, и боеприпасы официально приняли на вооружение. Новый авиационно-противолодочный комплекс «Скальп» на время стал самым мощным противолодочным оружием советской морской авиации. В 1965-1970 годах комплексом были оснащены три противолодочных полка авиации дальнего действия, а также две морских противолодочных эскадрильи.

Непосредственно за создание бомбы отвечали работники ВНИИ-1011 Минсредмаша (сегодня это Российский федеральный ядерный центр – Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики имени академика Забабахина в Снежинске). Компания, входящая в структуру ГК «Росатом» и сегодня специализируется на создании различных образцов ядерных боеприпасов. Неизвестно, насколько название работ «Скальп» было связано с проектом, но с уверенностью можно говорить о том, что советская глубоководная бомба СК-1 могла «снять скальп» с любой субмарины вероятного противника, эффективно расправившись и с легким, и с прочным корпусом лодки.

Бомба СК-1 весила около 1600 кг, еще 78 кг приходилось на вес специального балочного держателя, который устанавливался в грузовом отсеке Бе-12. При этом примерная мощность боеприпаса оценивалась в 10 кт. Летающая лодка Бе-12СК могла взять на борт только одну подобную бомбу, при этом на самолете сохраняли возможность подвески обычных бомб, торпед и буев. Бомба СК-1 (5Ф48) предназначалась для применения с высот от 2 до 8 километров, а подрыв боеприпаса проходил на глубине от 200 до 400 метров. При этом воздушный и контактный взрыватели на бомбе отсутствовали. Для поражения субмарин, находившихся на мелководье, предусматривалось замедление срабатывания по времени в дополнение к уже имеющимся значениям (20,4 и 44 секунды соответственно) равное примерно 100 секундам от момента приводнения боеприпаса. Этого времени было достаточно, чтобы самолет-носитель успел покинуть опасную зону. Одной из особенностей ядерной глубинной бомбы и комплекса была необходимость поддержания в отсеке температуры воздуха на уровне 16-23 градусов Цельсия, это было важное условие для надежного срабатывания ядерного заряда. Согласно результатам проведенных испытаний «Скальп» мог поразить любую подводную лодку, которая оказывалась на удалении 600-700 метров от места подрыва бомбы.

Источник

«Цунами высотой в 20 метров». Россия начала испытания оружия Судного дня

Интерес вызывает не только новинка, но и подлодка-носитель.

Коллаж © LIFE Фото © Wikipedia

Что может царь воды?

В большинстве публикаций «Посейдону», об испытаниях которого в конце июля 2020 года отчиталось Минобороны России, отводят роль «уничтожителя американских городов». По сути, такое утверждение верно — после доставки в нужную точку глубоководный аппарат может перейти в «спящий режим» и на неопределённое время перестать контактировать с операторами. Однако в нужное время человек с особым допуском может нажать «красную кнопку», и «сахаровский сценарий», в котором термоядерный заряд взрывается у берегов США, будет приведён в исполнение.

Реакция за три часа. Зачем в Крыму строят «русские «Мистрали»

Двухмегатонная боевая часть, которая взрывается в море, — самый экологичный боевой заряд в мире. Большая часть радиации, которая выделится при взрыве, поглотится водой и растворится. А наземной инфраструктуре, кораблям, базам и городам в непосредственной близости придётся несладко. Океанолог Владимир Югай, 25 лет изучающий цунами и последствия землетрясений в океане, отмечает, что сам взрыв — это половина беды для вероятного противника.

Если сопоставить примерные значения по магнитуде и подрыву боеголовки в две мегатонны где-нибудь рядом с побережьем, то последствия будут тяжелее, чем после цунами в районе «Фукусимы». Две мегатонны, в зависимости от места подрыва, — это волна не меньше 25 метров высотой. В Японии в 2011 году волна была от пяти до восьми метров, в отдельных районах 10–12. Что будет с прибрежными районами, представить себе нетрудно. Всё будет зависеть от рельефа местности. Если гор и возвышенностей немного, то ущерб будет критический

Ядерный кораблик Сахарова

Стоит заметить, что в России даже с учётом современных технологий к идее «торпеды Судного дня» отнеслись не со всей серьёзностью. Проект академика Лаврентьева, впервые предложившего взорвать у побережья США 100-мегатонную бомбу, и академика Сахарова, через некоторое время предложившего практическое решение этой задачи, реализовали лишь частично. Причин для этого несколько.

«Лететь полторы минуты». Гиперзвуковой ракетой «Авангард» могут вооружить подлодки

Во-первых, построить компактный ядерный заряд на 100 мегатонн — та ещё задача. 58-мегатонная «Царь-бомба», взорванная на Новой Земле, получилась настолько большой, что не влезла в бомболюк самолёта-носителя. Во-вторых, нет смысла строить один заряд на 100 мегатонн или более и обрекать на гибель десятки миллионов людей, когда можно аккуратно нейтрализовать весь вражеский флот в любой точке Мирового океана, даже у причальной стенки военно-морской базы. Физика ядерного взрыва устроена таким образом, что количество тепла и энергии, освобождённое из оболочки ядерного устройства, конечно, не испарит огромный авианосец, но вполне может его перевернуть. Тогда авиакрыло и весь экипаж окажутся погребёнными в океане, и флот вероятного противника не сможет действовать.

Дизельный Чернобыль. Сгоревший корабль ВМС США может вызвать глобальную катастрофу

В данный момент американские ВМС располагают флотом из 12 авианесущих кораблей. Вполне вероятно, что к тому моменту, как «Посейдон» встанет на боевое дежурство, количество плавучих аэродромов увеличится до тринадцати кораблей. В советское время наряд противокорабельных ракет на каждый корабль считался просто: для того чтобы гарантированно пустить такой корабль ко дну, нужно пять-шесть прямых попаданий или два попадания ракет с ядерной боевой частью. Исходя из мощности противокорабельных ракет, можно сделать вывод, что на один авианосец и корабли сопровождения (которые всегда идут рядом) будет достаточно одного «Посейдона». Но для того, чтобы взорвать авианосец, двухмегатонный блок нужно каким-то образом доставить к «месту встречи».

Секретный спецназ ВМФ

У Военно-морского флота России есть особо секретное подразделение. Точнее, оно лишь формально числится в составе флота, однако подчиняется только министру обороны и Верховному главнокомандующему — президенту России. Называется оно просто и не вполне обычно — ГУГИ. Главное управление глубоководных исследований. Появление кораблей ГУГИ в нейтральных водах всегда вызывает лёгкую панику у США и НАТО. Сначала исследовательские корабли «Янтарь», принадлежащие ГУГИ, принимали за корабли-шпионы, потом им приписывали роль охотников на подводные кабели. Однако с технической точки зрения надводные корабли крайне ограничены в своих возможностях по сравнению с «главным калибром» ГУГИ — атомными подлодками специального назначения.

Луч смерти. Как «секретная пушка» для российских кораблей посеяла панику в США

Известных носителей глубоководных аппаратов «Посейдон» три. Первый — АПЛ К-329 «Белгород», второй — БС-64 «Подмосковье». Третий носитель только строится — им станет атомная подводная лодка «Хабаровск» проекта 09851. Новейшая и самая современная атомная подводная лодка с ядерным дроном на борту. С учётом того что прогнозируемая серия «Посейдонов» примерно 24/32 аппарата, можно сделать вывод, что «Хабаровск» — не последняя подлодка-носитель, которую специалисты ГУГИ научат ходить далеко и глубоко, минуя системы слежения вероятного противника.

Военный эксперт журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков отметил, что в большинстве случаев «Посейдон» воспринимают неправильно.

Посейдон — это оружие, которое стоит наравне с ракетными войсками стратегического назначения. Его цель — это не просто какие-то объекты, это вся береговая инфраструктура. После того как будет нанесён ответно-встречный ядерный удар, «Посейдоны» довершат дело и сместят береговую линию противника поглубже на материк. Для того чтобы доставка «Посейдона» состоялась максимально оперативно и скрытно, создаются подлодки специального назначения

Военный эксперт журнала «Арсенал Отечества»

По мнению Леонкова, «Посейдон» разрушит всю промышленную цепочку такой страны, как США.

Если лишить противника возможности применять флот, то вся боевая машина в такой стране, как США, окажется обездвижена. Средств для ведения войны нет, ресурсы подвезти возможности нет. Что дальше? Правильно, коллапс

Военный эксперт журнала «Арсенал Отечества»

Помимо «Посейдонов» в распоряжении ГУГИ находится и глубоководный аппарат АС-12 «Лошарик», который подсоединяется к подлодке-носителю в нижней части корпуса и может быть использован для проведения особо сложных задач на глубине. Спасать ценный груз со дна или доставить смертельно опасное взрывное устройство, способное стереть с лица Земли небольшой штат, — особенной разницы для АС-12 нет. Субмарина, испытания которой, по данным собственных источников Лайфа в ВМФ России, завершены, может погружаться на глубину до пяти-шести тысяч метров.

Источник

Оцените статью