- Три года не передавали показания счетчика. Подали. А теперь нам выставляют к доплате большую сумму. Это правомерно?
- Ответы и комментарии
- Перерасчет платы за коммунальную услугу по показаниям ИПУ нужно сделать, даже если потребитель не сдавал показания в УК более 8 месяцев
- За что доначислили за воду
- Ловушка коммунальщиков: почему не делают перерасчет за воду, если показания счетчика переданы с перерывом в полгода?
- Долго не подавали показания счетчиков воды: что говорит действующее законодательство?
- Долго не передавали показания счетчика воды, можно ли получить перерасчет? Пример официальных разъяснений
- Позиция жилищной инспекции и судов по пересчету платы за воду исходя из показаний счетчиков
Три года не передавали показания счетчика. Подали. А теперь нам выставляют к доплате большую сумму. Это правомерно?
1. Добрый день! До июля 2017г. платили за воду по показаниям счетчиков, далее- были переведены на норматив, вплоть до июня 2020 г., так как мы не передавали показания. В июле мы подали показания счетчиков, думая, что данные показания будут приняты, как начальные (что не противоречит письму от 21.04.2020 N AA-275/04/НС-73), так как в течении трёх лет не было ни одной поверки счетчика, которую обязывает исполнителя проводить Постановление правительства РФ №354 от 6 мая 2011 г. в соответствии с п.82, и п.84 — при непредставлении потребителем исполнителю показаний счетчика в течение 6 месяцев подряд. Соответственно нельзя утверждать, что данные показания корректны. Нам был сделан перерасчет за 3 года с доначислением. На сколько это правомерно?
2. Так как срок поверки счетчиков истек в июне 2020 г., с января 2021 нас перевели на начисления по среднему. И тут вышло следующее. В расчет среднего попал и месяц июль 2020, где отражено 303 куба потребленной за 3 года воды, в итоге среднее количество потребленных кубов вышло 53 (вместо обычных 9-10 м³), и соответственно в квитанции пришла огромная сумма! на сколько это правомерно? Ведь это объем воды, потребленных в течении не 6 месяцев, а 3 лет и 5 месяцев.
Заранее спасибо за ответ!
Ответы и комментарии
Римма, здравствуйте! Спасибо за ваш вопрос. Он очень актуален. Многие сталкиваются с последствиями экстренных новаций в законодательстве о ЖКХ, которые были приняты прошлой весной в связи эпидемией. Там многие моменты были не продуманы, спешка была. Ну а сейчас проявляются последствия.
Так вот, касаясь первой части вашего вопроса… Логика действующего законодательства такова, что потребитель не может произвольно выбирать, платит он по нормативу или по счетчику? Алгоритм здесь прост: если счетчик исправен и у него не истек срок поверки, то расчет идет по прибору учета.
От правила могут быть временные отступления. Например, потребитель по каким-то причинам перестал передавать показания счетчика. Тогда плата за воду начисляется по замещающим данным. Сперва, в течение первых трех месяцев, по предыдущему среднему потреблению, рассчитанному за полгода. Затем – по нормативу. Но это происходит лишь до тех пор, пока поставщик коммунальной услуги не получит свежие показания счетчика. Как только это произошло, поставщик обязан произвести перерасчет исходя из показаний счетчика.
Эта норма зафиксирована в п.61 «Правил предоставления коммунальных услуг». Ссылка — https://base.garant.ru/12186043/#block_61.
Условие здесь, как уже сказано выше, такое: счетчик должны быть исправен, у него не должен быть истекший срок поверки.
В вашем случае, насколько я понял, срок поверки истек в июне, т.е. за месяц до того, как вы передали показания счетчика. И вроде бы действие п. 61 «Правил » не должно на вас распространяться.
Но тут вступает в силу постановление правительства РФ №416 от 2 апреля 2020, на основании которого было выпущено письмо №AA-275/04/НС-73 21.04.2020, которое вы приводите в своем вопросе.
Постановлением зафиксировано, что в связи со сложной эпидемиологической ситуацией, с 6 апреля по 31 декабря 2020 года поверки бытовых счетчиков можно не проводить. Их показания должны приниматься, как если бы срок межповерочного интервала у приборов учета не истек. При этом «мораторий » на поверки истекает 1 января 2021 года. С этого дня все неповеренные счетчики признаются неисправными и вступают в силу «обычные » нормы, регулирующие эту ситуацию.
Соответственно, в вашем случае, поставщик коммунальной услуги принял в июле показания счетчика, подразумевая, что он как бы «исправен ». И провел перерасчет на их основании за последние три года.
При этом «начальными », как вы говорите, показания счетчика могли быть, если бы вы провели поверку. Но ведь поверки проведено не было.
Вывод: с моей точки зрения перерасчет был проведен правомерно.
По поводу второй части вашего вопроса… Проблема заключается в том, что если потребитель после долгого перерыва передает показания счетчика и оказывается, что ему по среднему и по нормативу начислили меньше, нежели он потребил фактически, то эта разница считается потребленной в течение того месяца, в который были переданы показания. Норма эта сформулирована в третьем абзаце п. 61 «Правил предоставления коммунальных услуг». Ссылка — https://base.garant.ru/12186043/#block_61
Думаю, именно исходя из этого, вам и был выставлен столь большой объем потребления «по среднему». Там же механизм такой: берутся данные потребления за предыдущие шесть месяцев потребления, суммируются, затем делятся на шесть. В эти шесть месяцев попал и июль, в который вам формально (согласно п. 61 Правил) в потребление зачли весь перерасчет за три года.
Вам бы, конечно, стоило сделать поверку в январе или декабре (поверки в 2020 году не запретили, их просто разрешили не проводить). Тогда проблемы удалось бы избежать. Ну да теперь уж что говорить…
добавить комментарий · Был ли этот ответ полезен вам? Да / Нет
Источник
Перерасчет платы за коммунальную услугу по показаниям ИПУ нужно сделать, даже если потребитель не сдавал показания в УК более 8 месяцев
design.isaeva@gmail.com / Depositphotos.com |
Исполнитель коммунальных услуг обязан пересчитать размер платы за коммунальную услугу за тот период, по которому плата начислялась без учета показаний ИПУ, данная обязанность возникает тогда же, когда исполнителю стали известны актуальные показания счетчика, в том числе после проверки исполнителем показаний ИПУ (Определение Верховного Суда РФ от 26 августа 2019 г. № 302-ЭС19-14339).
На это сослались суды, отказывая управляющей организации в оспаривании предписания органа ГЖН. Предписание было выдано по итогам внеплановой проверки УК, а поводом к проверке стала жалоба потребителя на неправомерные действия УК.
Выяснилось, что потребитель перестал отсылать в УК показания своего счетчика ХВС с октября. УК — исполнитель коммунальных услуг – три месяца начисляла ему «по среднемесячному потреблению», затем – по нормативу потребления. Летом следующего года УК провела технический осмотр инженерных систем ХВС, в ходе технологического осмотра зафиксировано, что ИПУ ХВС опломбирован, сняты текущие показания на момент осмотра прибора учета. Однако делать какой-либо пересчет потребителю, исходя из «обнаруженных» летом показаний ИПУ, управляющая компания отказалась. На эту ошибку и указало спорное предписание ГЖН.
Суды всех инстанций согласились с надзорным органом:
- согласно п. 84 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД, при непредставлении в УК потребителем показаний ИПУ в течение 6 месяцев подряд, УК не позднее 15 дней по истечении этого 6-месячного срока обязана осуществить проверку (проверить достоверность представленных потребителем сведений о показаниях ИПУ) и снять показания прибора учета;
- а согласно п. 61 указанных Правил, если в ходе такой проверки будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между обнаруженными показаниями проверяемого ИПУ и тем объемом коммунального ресурса, который был использован при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то УК обязана произвести перерасчет и направить потребителю либо требование о внесении доначисленной платы, либо уведомление о размере переплаты;
- перерасчет производится исходя из снятых УК в ходе проверки показаний проверяемого ИПУ;
- при этом излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов;
- следовательно, в рассматриваемом случае УК должна была пересчитать потребителю размер платы за ХВС сразу после снятия фактических показаний приборов учета и достоверного установления сведений об объеме индивидуального потребления. Моментом наступления обязанности УК произвести спорный перерасчет является дата фактического снятия показаний в день июньской проверки.
Верховный Суд РФ согласился с указанной позицией и отказал в передаче дела на пересмотр.
Источник
За что доначислили за воду
АО «Водоканал» разъясняет порядок начисления платы за негативное воздействие и сброс загрязняющих веществ
Многие юридические лица и собственники нежилых объектов, осуществляющие водоотведение, в июле получили от АО «Водоканал» дополнительные счета. Это связано с тем, что Постановлением Правительства РФ от 22.05.2020 № 728 утверждены правила контроля состава и свойств сточных вод, а также внесен ряд изменений в Правила холодного водоснабжения и водоотведения. Изменения внесены с целью минимизации экологического ущерба.
АО «Водоканал» отвечает на самые распространенные вопросы по этой теме.
Какие дополнительные счета теперь получают от АО «Водоканал» юридические лица и собственники нежилых объектов?
АО «Водоканал» направляет счета:
1) за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также
2) за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.
Указанные виды платежей предусмотрены федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 № 416, который регулирует отношения в сфере водоснабжения и водоотведения.
Как рассчитывается плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения? К кому применяется новый порядок расчета?
Абонентам — собственникам нежилых объектов со среднесуточным объемом сточных вод менее 30 кубометров в сутки начисляется ежемесячная плата, которая состоит из тарифа на водоотведение, объема сброшенных сточных вод и коэффициента 0,5.
К указанным объектам относится большинство нежилых помещений в многоквартирных домах и ряд отдельно стоящих зданий. При этом не имеет значения вид деятельности объекта (магазин, офис, кафе, парикмахерская и т. д.). Кроме того, данная плата начисляется для объектов*, подпадающих под определенные условия.
К каким объектам применяется и как рассчитывается плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод?
Коэффициент 2 применяется для расчета платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов для объектов абонентов, среднесуточный объем стоков которых менее 30 кубометров в сутки. Сюда относятся объекты с определенными видами деятельности** (в том числе без указания соответствующего вида деятельности в учредительных документах юридического лица), а также объекты*, подпадающие под определенные условия.
На какие цели будут направлены средства, полученные от новых видов начислений?
Отметим, сброс загрязняющих веществ снижает срок эксплуатации трубопроводов канализации: жиры провоцируют образование сложных засоров, а токсичные вещества разрушают материал инженерных сетей. Новые виды начислений позволят Ивановскому водоканалу направить дополнительные ресурсы на экологические мероприятия, в том числе на обработку сточных вод на очистных сооружениях канализации.
Дополнительная информация по телефону 53-68-44.
*Объекты, подпадающие под следующие условия:
— расположены в пристроенном нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного выпуска в централизованную систему водоснабжения;
— не имеют контрольного канализационного колодца, что не позволяет произвести отбор проб отдельно от сточных вод иных абонентов;
— сбрасывают сточные воды посредством сооружений и устройств, не подключенных к централизованным системам водоотведения (септик).
**К таким видам деятельности относятся:
предприятия общественного питания,
деятельность по складированию и хранению,
деятельность бань, саун и душевых по предоставлению общегигиенических услуг,
деятельность сухопутного транспорта,
розничной торговли моторным топливом в специализированных магазинах,
предоставления услуг парикмахерскими и салонами красоты,
производство пара и горячей воды (тепловой энергии),
производство пищевых продуктов,
производство стекла и изделий из стекла,
производство строительных керамических материалов,
производство керамических изделий,
производство огнеупорных керамических товаров,
производство изделий из бетона, цемента и гипса,
производство химических веществ и химических продуктов,
производство кожи и изделий из кожи, производства одежды из кожи, обработки кож и шкур на бойнях,
производство меховых изделий,
производство электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей, гальванопокрытия, металлизации и тепловой обработки металла,
производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях,
производство резиновых и пластмассовых изделий,
мойка транспортных средств,
стирка или химическая чистка текстильных и меховых изделий,
сбор, обработка или утилизации отходов, обработки вторичного сырья, предоставления услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов.
Источник
Ловушка коммунальщиков: почему не делают перерасчет за воду, если показания счетчика переданы с перерывом в полгода?
Ситуация: собственники квартиры много месяцев (полгода , к примеру) не передавали показания счетчиков воды. Коммунальщики перевели квартиру на оплату воды по нормативам. Результат – цифры в строках горячее и холодное водоснабжение заметно выросли. И это сподвигло жильцов наконец передать показания счетчиков.
Реальное потребление воды, как и следовало ожидать, оказалось намного меньше, чем было насчитано по нормативам. По логике, собственникам квартиры положено сделать перерасчет. Однако коммунальщики возвращать переплаченные деньги отказались. На каком основании? И можно ли все-таки добиться перерасчета в такой ситуации?
Долго не подавали показания счетчиков воды: что говорит действующее законодательство?
Порядок расчетов между собственником квартиры и исполнителем коммунальном услуги (сейчас это чаще всего управляющая компания дома) описывается в «Правилах предоставления коммунальных услуг». Их актуальная версия доступна по ссылке http://docs.cntd.ru/document/902280037
В частности, п. 59 Правил утверждает, что в случае если показания счетчика не были переданы, то плата за потребленную коммунальную услугу (в данном случае – водоснабжения), первые три месяца рассчитывается, исходя среднего потребления в предыдущий период (берется полгода).
А п. 60 уточняет, что по истечении трехмесячного срока плата за воду начисляется, исходя из действующих в регионе нормативов потребления.
Таким образом, логика выстраивается следующая: в случае не передачи показаний счетчика первые три месяца плату за воду начисляют по «среднему », а затем по нормативу.
Что происходит, когда собственник квартиры возобновляет передачу показаний прибора учета? Эта ситуация вроде бы как описывается в п. 61 Правил. Дословно это выглядит следующим образом:
… Если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных ), комнатных приборов учета и (или ) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниями проверяемого прибора учета (распределителей ) и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю. Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов…
Иными словами, если у исполнителя коммунальных услуг (под «исполнителем » в данном случае понимается либо управляющая компания, либо водоканал) имеются одни показания, а при проверке счетчика выясняются другие, то во внимание принимаются фактические показания. Соответственно, должен быть произведен перерасчет за оказанные услуги по водоснабжению.
И логичным выглядит допущение, что такой же порядок действует и в случае, если показания прибора учета получены не в ходе проверки, а непосредственно от собственника квартиры. Однако в реальности нередко происходит по-другому.
Коммунальщики используют лазейку, которую открывает п. 31 все тех же Правил. В нем, среди прочего, говорится, что исполнитель коммунальной услуги обязан:
… принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных ), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон , сеть Интернет и др.) и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания …
Ключевой здесь является фраза «за тот расчетный период» (т .е. месяц), за который сняты показания.
Эту фразу (при желании) можно понять и так, что перерасчитывать плату за воду по нормативу, начисленную за прошлые месяцы, исполнитель коммунальных услуг, вроде как, и не обязан. Она же была начислена не за тот месяц, когда были сняты показания счетчика.
Соответственно, логика выстраивается такая: в месяцы, когда показания счетчика не передавались, расчет может идти либо по-среднему, либо по нормативу. И даже когда показания все-таки передаются, то они используются лишь как «начальные » для того, чтобы насчитать по счетчику плату за воду уже для следующего месяца. Если, конечно, потребитель эти показания в следующем месяце передаст.
Пример такого толкования норм законодательства дают, в частности, разъяснения, опубликованные 26.02.2018 года Министерством энергетики и ЖКХ Красноярского края в ответ на обращение одного из местных жителей. В оригинале их можно посмотреть здесь — http://gkh24.ru/questions, номер вопроса — 18-001-289. Но для удобства приводим их ниже.
Долго не передавали показания счетчика воды, можно ли получить перерасчет? Пример официальных разъяснений
… Вопрос: Добрый день, у меня в квартире установлены приборы учета горячей и холодной воды, но показания в УК не передавались более 3 месяцев, УК перевела меня на расчет по нормативу и отказывается производить корректировку, хотя показания я передала. На каком основании они не делают перерасчет, и как в дальнейшем должен производиться расчет и учет переданных показаний?
Ответ: В соответствии с пунктом 33 Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 потребитель имеет право при наличии индивидуального прибора учета ежемесячно снимать его показания и передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу не позднее даты, установленной договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
При этом согласно пункту 59 Правил № 354 в случаях непредставления потребителем показаний индивидуального прибора учета за расчетный период в установленные Правилами № 354 или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, сроки, начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно ), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 6 расчетных периодов подряд плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального прибора учета за период не менее 6 месяцев, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 60 Правил № 354 по истечении указанного выше предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу определяется по среднемесячному объему потребления коммунального ресурса, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается из нормативов потребления коммунальных услуг.
При этом нормой пункта 31 Правил № 354 определено, что исполнитель обязан принимать от потребителей показания индивидуальных приборов учета, использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания.
Таким образом, из вышеизложенного следует, что если потребитель не воспользовался своим правом ежемесячно снимать и передавать показания индивидуального прибора учета, исполнитель определяет плату за коммунальную услугу исходя из положений пунктов 59, 60 Правил № 354.
Далее, при предоставлении потребителем показаний приборов учета исполнителю, перерасчет за прошлый период в соответствии с представленными показаниями не проводится, так как Правилами № 354 определена обязанность исполнителя использовать показания индивидуальных приборов учета при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания.
Соответственно, действия исполнителя в Вашем случае правомерны…
Позиция жилищной инспекции и судов по пересчету платы за воду исходя из показаний счетчиков
И сформулированный выше подход – это отнюдь не уникальное явление. То, что проблема носит массовый характер, подтверждают многочисленные решения судов и жилищных инспекций, принятые по заявлениям собственников, которые настаивают на перерасчете платы за воду исходя из фактических показаний счетчиков.
Хорошая же новость заключается при этом в том, что, насколько можно понять из анализа складывающей практики рассмотрения таких дел, надзорные ведомства и суды склоняются к поддержке позиции собственников жилья.
Характерным в этом смысле является рассмотрение иска, поданного компанией «Центр реализации коммунальных услуг» (управляет водоканалом города Шарыпов, Красноярский край) к региональной Службе строительного надзора и жилищного контроля. Коммунальщики потребовали признать незаконным решение, вынесенное жилищной инспекцией в поддержку собственника частного дома.
Если вкратце, то хозяин дома, подключенного к сетям центрального водоснабжения, с октября 2016 длительное время не передавал показания счетчика воды. Плата за воду в первые три месяца начислялась по предыдущему среднему потреблению, затем абонент был переведен на оплату по нормативу.
В июне 2017 года представитель водоканала посетил частное домовладение и снял показания счетчика. Одновременно был проведен осмотр прибора учета воды, подтвердивший его исправность и наличие пломбы. Тем не менее, сделать перерасчет платы за воду исходя из объемов фактического потребления в период между октябрь 2016 – июнь 2017 года поставщик отказался.
В ответ собственник дома обратился с жалобой в местных жилищный контроль. Надзорное ведомство жалобу рассмотрело, обязало «Центр реализации коммунальных услуг» провести перерасчет исходя из показаний счетчика. Водоканал, в свою очередь, с жилищной инспекцией не согласился, попробовал настоять на своем в судебном порядке. Но потерпел неудачу. Арбитражный суд Красноярского края встал на сторону жилищных инспекторов и собственника дома. В тексте решения суда эта позиция сформулирована следующим образом:
… Исходя из материалов дела … 08.06.2018 обществом с ограниченной ответственностью «Центр реализации коммунальных услуг» совместно с собственником рассматриваемого жилого дома проведен технический осмотр инженерных систем холодного водоснабжения жилого дома и в пределах земельного участка, о чем составлен соответствующий акт, подписанный представителем ООО «Центр реализации коммунальных услуг» и собственником жилого дома.
Согласно названного акта от 08.06.2018 в ходе технологического осмотра зафиксировано, что прибор учета холодного водоснабжения опломбирован, текущие показания на момент осмотра прибора учета: 00266 м³
Таким образом, учитывая, что собственником жилого дома в период с октября 2017 года не представлялись показания индивидуального учета холодного водоснабжения, управляющей компанией проводилась проверка технического состояния прибора учета холодного водоснабжения и у общества с 08.06.2018 имелись сведения о показаниях прибора учета холодного водоснабжения, заявитель обязан был произвести перерасчет платы за холодное водоснабжение исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета. …
В дальнейшем водоканал пытался оспорить решение в судах высших инстанций. Дело дошло до Верховного суда РФ, однако пересмотра решения коммунальщики добиться не смогли. Посмотреть все решения по делу можно по этой ссылке.
И какое резюме? В ситуации, когда показания счетчика долгое время не передавались, а после того, как они были переданы, перерасчета платы за воду не произошло, жилищная инспекция и суды с большой долей вероятности выступят на стороне собственника. И хотя действующее законодательство трактует данную ситуацию не волне четко, перерасчета добиться реально.
Необходимые условия для этого такие:
— Счетчик должен быть исправным
— Пломба счетчика не должна быть нарушена, а срок поверки не должен истечь
— Лучше, если фактические показания счетчика (те , которые станут первыми после длительного перерыва) снимет представитель «исполнителя коммунальной услуги»
В таком случае «ловушка коммунальщиков» будет эффективно обезврежена.
Источник