«Мы за лес, за воду, за нашу родную природу»
День открытых дверей
«Мы за лес, за воду, за нашу родную природу»
Цель: воспитание культуры поведения и бережного отношения к живому; доступным способом довести до сознания дошкольников знания о явлениях природы, о животных, о растениях и окружающем мире.
развивать познавательный интерес к миру природы;
посредством экологических сказок прививать детям экологическую культуру поведения;
формировать систему элементарных экологических научных знаний, доступных пониманию ребенка 6 – 7 лет;
формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.
воспитывать гуманное, заботливое отношение к окружающему миру в целом.
Утренняя гимнастика: «Земля наш общий дом»
Цель: создать у детей хорошее настроение; поднять мышечный тонус у детей; воспитывать привычку здорового образа жизни, самоорганизации.
Цель: развивать познавательный интерес к миру природы, самом понятии экология; воспитывать гуманное, заботливое отношение к окружающему миру в целом; развиваем речь.
Наблюдение из окна «Весеннее утро» Чтение и инсценировка стихотворения М. Яснова «Громкое утро»
Цель: Предложить детям обратить внимание на изменения происходящие в природе утром. Учить четко произносить звуки, выполнять движения подражая героям стихотворения.
Беседа: «Кто дал земле жизнь?»
Цель: воспитание культуры поведения и бережного отношения к живому; довести до сознания дошкольников знания о явлениях природы, о животных, о растениях и окружающем мире.
Индивидуальная работа:Дежурство в уголке природы.
Цель: Стимулировать применения детьми освоенных знаний и умений, связанных с уходом за растениями. Учить работать в парах. Воспитывать бережное отношение к растениям.
Завтрак (формирование КГН за столом)
Цель: продолжать учить детей вести правильно себя за столом во время приёма пищи (сидеть ровно, не качаться на стуле, не спешить и не разговаривать с набитым ртом); воспитывать культурное поведения за столом, аккуратность.
НОД на тему: «Жизнь на Земле под угрозой» (открытое занятие для родителей)
1. Дать детям представление о разнообразии природы.
2. Перечислить основные причины вымирания некоторых животных, назвать охраняемых; объяснить, почему нужно охранять животный и растительный мир.
3. Познакомить детей с тем, как человек влияет на природу и с какой целью создана Красная книга.
4. Обогащать словарный запас детей.
5. Воспитывать любовь к природе и учить правильному поведению в природе; прививать сочувствие к живой природе, научить сопереживать.
Подготовка к прогулке, Прогулка.
Наблюдение за погодой и одеждой.
Цель: учить детей умению определять состояние погоды и видеть зависимость между нею и одеждой людей. Какая сегодня погода? Как вы одеты? Зачем в ветреную погоду нужно надевать шапку, закрывающую уши? Почему в дождливую погоду надевают резиновые сапоги, капюшон и пользуются зонтом? Зачем зимой прячут руки в перчатки или варежки?
Наблюдение за солнцем
Цель: уточнить знание детей о влиянии солнца на жизнь человека; развиваем наблюдательность, любознательность; рассказать детям о влиянии солнца на здоровье человека; развивать активный словарь детей.
Наблюдение за птицами.
Цель: закрепить названия птиц; вспомнить о повадках каждой птицы, которые прилетают на участок; о частях тела — что есть у каждой птицы (клюв, глаза, крылья, перья и т.д.). Обратить внимание детей на изменение поведения воробьев с наступлением теплых дней.
Воспитывать любовь к живым существам.
Наблюдение за деревьями.
Цель: закрепить название деревьев на участке; повторить с детьми, что есть у дерево (ствол, ветки, корни, кора, почки); воспитываем любовь к природе.
Цель: закрепить правила игры; упражнять детей в беге; развивать умение бегать и действовать по сигналу воспитателя. Воспитываем интерес к игре.
Цель: Развивать внимание, память, ловкость,
«Лягушка в болоте»
Цель: Развивать умение действовать по сигналу, ловкость. Упражнять в прыжках в высоту с места.
«Расчистить участок от снега»
Цель: продолжать учить детей пользоваться детской лопатой; развивать физические способности; воспитывать трудолюбие, ответственное отношение к своим обязанностям.
Цель: продолжать учить ловить двумя руками мяч; развивать ловкость; физические способности; внимательность; воспитывать интерес и любовь к спорту.
Упражнять детей в ловле мяча двумя руками (Габдрахмановым Е, Эльвиной А., Федотовой К.)
Самостоятельные игры детей на участке.
Цель: продолжать учить детей играть самостоятельно; взаимодействовать в коллективе; уступать друг другу; делиться игрушками; воспитывать интерес к играм детей.
Обед (формирование КГН за столом)
Цель: продолжать учить детей вести правильно себя за столом во время приёма пищи (сидеть ровно, не качаться на стуле, не спешить и не разговаривать с набитым ртом); правильно пользоваться прибором (ложка, вилка); пользуемся салфеткой после того, как покушали; воспитывать культурное поведения за столом, аккуратность.
Подготовка ко сну. Сон
Чтение перед сном. Прочитать сказку «Все живое нуждается в воде». Успокоить и подготовить детей ко сну.
Подъём. Закаливание (босохождение)
Цель: Профилактика простудных заболеваний через проведение закаливающих процедур.
Полдник. (Формирование КГН за столом)
Цель: Совершенствовать у детей навыки культурной еды: пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами. Закрепить умение пользоваться салфеткой. Приучать детей есть спокойно, выходить из-за стола только по окончании еды, тихо поставить стул на место и обязательно поблагодарить взрослого.
Дидактическая игра: «Четыре сезона».
Цель: Развивать память, мышление, связную речь.
Настольно-печатная игра:«Явления природы».
Цель: Развиваем образное мышление, воображение, мелкую моторику, речь, внимание.
Эксперементирование: Опыт «Очистка воды»
Цель: Познакомить с различными способами очистки воды, рассказать, какие способы очистки можно использовать в домашних условиях. Учить высказывать предложения, следить за ходом опыта, делать выводы.
Подготовка к ужину.
Цель: Совершенствовать у детей навыки культурной еды: пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами. Закрепить умение пользоваться салфеткой. Приучать детей есть спокойно, выходить из-за стола только по окончании еды, тихо поставить стул на место и обязательно поблагодарить взрослого.
Цель: Формировать КГН перед выходом на улицу; продолжать учить детей последовательно одеваться; обращать внимание на свой внешний вид перед выходом на улицу.
Наблюдение за работой дворника.
Цель: Предложить детям понаблюдать за работой дворника, учить называть производимые им действия, оказывать посильную помощь. Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности. Формировать необходимые умения и навыки в разных видах труда. Подвести к выводу о том, как сам человек влияет на чистоту окружающего мира.
Дидактическая игра: «Из чего сделан?»
Цель: Учить понимать суть задания, применять свои знания, формировать элементарные навыки словообразования, учить согласовывать слова в предложениях. Формировать грамматический строй речи, поддерживать познавательный интерес.
Подвижная игра: «Хитрая лиса»
Цель: Совершенствовать двигательные навыки детей, упражнять в беге, учить маневрировать, развивать навыки пространственной ориентации. Развивать быстроту реакции и ловкость, поддерживать интерес к правильному выполнению заданий.
«Жизнь на Земле под угрозой»
1. Дать детям представление о разнообразии природы.
2. Перечислить основные причины вымирания некоторых животных, назвать охраняемых; объяснить, почему нужно охранять животный и растительный мир.
3. Познакомить детей с тем, как человек влияет на природу и с какой целью создана Красная книга.
4. Обогащать словарный запас детей.
5. Воспитывать любовь к природе и учить правильному поведению в природе; прививать сочувствие к живой природе, научить сопереживать.
истреблять, браконьеры, редчайшие, Красная книга, капкан, кизил, беркут, ласка.
голубок, природа, спасатели, дуб, клен, липа, ясень, сосна, пихта, калина, боярышник, шиповник, посадить, пожар, богатство, спасибо, ученые, рысь, кабан, медведь, лиса.
фотографии животных и растений, которые находятся на грани исчезновения; мультимедийная презентация «Красная книга», иллюстрации для дидактической игры «Что хорошо, а что плохо?», макет леса, макет костра, искусственная елочка, игрушка Эколюдик, дидактическое пособие «Кто от кого зависит?»
беседы «Красная книга России», «Кто такие браконьеры?», просмотр мультимедийных презентаций, рассматривание иллюстраций животных и растений, обитающих в Апшеронском районе.
— Ребята, посмотрите, к нам в окошко кто-то стучится, давайте посмотрим кто там? Кажется, к нам в гости прилетел голубок, и принес нам какое-то известие, (читает). Ребята, известие нам пришло от самой Хозяйки Природы, ее лес находится в беде и она просит помощи. Что же нам делать?
— Молодцы ребята, давайте мы поможем Хозяйке Природе. Я предлагаю нам собрать отряд спасателей, кто входит в команду спасателей? Кто будет в нашей команде? (лесные врачи, пожарные, спасатели).
Воспитатель раздает детям атрибуты и элементы костюмов врачей, пожарных, спасателей). Дети предлагают название команды «Юные спасатели».
— Итак, мы начинаем наше путешествие, дорога предстоит нам нелегкая, но мы с вами ничего не боимся. В путь!
Воспитатель выставляет макет «Лесное царство»
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полон сказок и чудес.
Ты о чем шумишь листвою,
Что нам шепчешь на заре,
Кто в глуши твоей таится?
Все открой! Не утаи.
Ты же видишь, мы свои…
— Ребята, посмотрите на богатства нашего леса. Что вы видите? Какие деревья растут в нашем лесу?
Дети перечисляют названия деревьев: дуб, клен, липа, граб, сосна, пихта, ель, каштан, ясень. Кустарники — калина, шиповник, кизил, боярышник, самшит.
— Ой, ребята, что это? Кажется, кто-то оставил непотушенный костер, скорей спасатели, за дело.
Дети — пожарные изображают тушение пожара.
— Молодцы ребята, спасли лес от пожара, давайте посмотрим, что могло бы быть, если бы мы не успели вовремя.
Дети рассматривают фото на компьютере « Лес после пожара»
— Посмотрите, как выглядит лес после пожара. Как вы думаете, что здесь произошло? От чего мог произойти пожар? Ребята, почему лес после пожара погибает?
Огонь траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зеленый лес вошел.
Он, как испуганная стая белок рыжих,
Метался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы.
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.
— А кто знает, как можно самостоятельно потушить огонь, если он небольшой? (затоптать, накрыть одеждой, залить водой, засыпать землей).
Дети выстраивают цепочку из карточек «Кто от кого зависит?»
Погибли растения — негде жить и нечем питаться животным, птицам, насекомым. Там плохой воздух потому, что нет растений, и это вредит здоровью людей.
Воспитатель показывает детям елочку.
— Ребята, елочка просит нас о помощи, плохие люди сломали ей веточки, и теперь она очень болеет.
А у нас есть лесные врачи, они смогут оказать помощь елочке.
Дети перевязывают веточки бинтом.
— Елочка благодарит вас, ребята, за помощь. Вы — настоящие спасатели!
С каждым годом деревьев становится все меньше и меньше. Некоторые люди рубят и вывозят лес незаконно. А к новому году каждый старается поставить у себя дома настоящую лесную красавицу. А ведь для рождения нового леса нужно очень много времени.
-Ребята, что нужно сделать, чтобы на новый год не рубили в лесу елочки?
-Правильно, достаточно купить искусственную елочку, и она будет радовать вас на празднике.
-Ребята, а что мы можем сделать, чтобы деревьев стало больше?
-Правильно, посадить деревья.
О лес, мой чудный лес!
Богатство наше, красота и сила!
Ты царь огромной матушки земли
В тебе вся жизнь загадочного мира.
Наш долг беречь тебя,
Любить и охранять,
Заботиться, как о ребенке малом.
От злых ненастий, бед оберегать,
Как матери родимой помогать,
А ты для нас чтоб навсегда
Физкультминутка «Мы сажаем деревья»
Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришел Эколюдик, он хочет нам сказать, что животных в лесу тоже становится меньше, потому что их уничтожают браконьеры.
-Кто такие браконьеры?
-Правильно, это люди, которые незаконно уничтожают животных, ставят на них капканы, убивают.
-Как мы можно помочь животным?
-Правильно, люди создают заповедники, чтобы животные там могли жить спокойно, и их никто не трогал. А мы с вами можем развесить кормушки для птиц.
— А теперь пора нам отправиться к речке, ведь Хозяйка Природы живет высоко в горах, и попасть к ней мы сможем только по речке.
А вот и речка, наша.
Дети рассматривают фотографии на мольберте.
— Ребята, кажется, речка тоже плачет, ее тоже загрязняют. Посмотрите на рисунок, как люди загрязняют реки.
Ответы детей: кидают мусор, моют машины, сливают грязь, вылавливают рыбу.
Мы с вами спасатели и обязательно спасем речку.
Дети убирают картинки с изображением неблагоприятного воздействия людей на природу.
Ну, вот теперь в речке вода чистая, голубая, прозрачная, рыбки плавают, мусора нет. Речка говорит вам: «Спасибо». и дарит волшебную капельку, которая превратит нас в тучку и мы быстро прилетим к Хозяйке Природы.
Воспитатель накрывает детей голубой тканью, говорит волшебные слова.
Детей встречает Хозяйка Природы
-Здравствуйте ребята! Спасибо вам большое за помощь, сегодня вы сделали столько добрых дел, вы настоящие спасатели.
— А я вам сегодня хочу рассказать про одну интересную книгу. Вырубая леса и загрязняя воду в реке, люди невольно губят многих диких животных, для которых лес и река – их дом. Из-за хозяйственной деятельности людей и неумеренной охоты одни животные навсегда исчезли, а многие другие стали редкие. В конце концов, люди поняли: если не помочь природе, растений и животных будет гибнуть всё больше и больше.
Презентация о Красной книге (мультимедиа).
Красная книга – эта книга не совсем обычная. Красный цвет – сигнал тревоги, надвигающейся опасности, предупреждения. Листы книги под красным переплётом имеют различную окраску – красные, белые, жёлтые, зелёные.
Красные листы – растения и животные, которых осталось очень мало на Земле, они находятся под угрозой вымирания.
Белые листы – редкие виды, которые находятся под угрозой вымирания, но встречаются только в небольших количествах и на такой ограниченной территории, что легко могут исчезнуть.
Жёлтые листы – растения и животные, количество которых всё время сокращается, но пока ещё достаточно для выживания, если не ухудшатся резко условия их жизни.
Зелёные листы – растения и животные, которые восстанавливаются благодаря заботам человека.
В конце Красной книги кратко рассказано о том, где живут редкие растения и животные, сколько их осталось.
Красная книга – это не только сигнал бедствия, но и программа по спасению редких видов, находящихся под угрозой исчезновения.
— Как вы поняли, ребята, для чего нужна Красная книга?
— Как вы думаете, почему назвали именно Красной книгой, а не желтой или синей?
— На составление Красной книги потребовалось очень много лет. Позднее она ещё раз переиздавалась.
— Как вы думаете, почему?
Красная книга – это книга, которая постоянно изменяется, потому что условия обитания животных меняются, и все новые виды могут оказаться в катастрофическом положении. Поэтому учёные составили Международную Красную книгу. Она очень большая, потому что в ней записаны исчезающие растения и животные всей планеты Земля. В каждом государстве есть своя Красная книга. Вот и у нас, в Краснодарском крае, тоже есть Красная книга.
Животные играют огромную роль в природе. Без них многие растения не могли бы размножаться и расселяться (примеры детей). Необходимы животные и людям. Не только потому, что дают продукты питания, ценные меха, но и потому, что почти все животные очень красивы и интересны. Помните, беречь нужно и тех животных, которые не внесены в Красную книгу. Их жизнь часто зависит от тебя, от твоего поведения в природе. Следует помнить, что все животные связаны друг с другом. Гибель одних приводит к гибели других. В природе нет ни вредных, ни полезных животных. Вредны и полезны, они могут быть только для человека.
Игра «Что хорошо, а что плохо?»
У меня флажки красные и зеленые. Рассмотрим изображения и поместим под ними флажки. Зеленый флажок — положительное влияние на природу, красный — отрицательное.
1. Костер в лесу (Красный флажок)
2. Мусор в лесу (Красный флажок)
3. Сломанные ветки (Красный флажок)
4. Срубленные деревья (Красный флажок)
5. Браконьерство (Красный флажок)
6. Посадка деревьев (Зеленый флажок)
7. Развешивание кормушек (Зеленый флажок)
8. Не рвать цветы (Зеленый кружок)
9. Создание красной книги (Зеленый флажок)
10. Создание заповедников (Зеленый флажок)
-Ребята, мы сегодня познакомились с вами с Красной книгой и узнали, как человек влияет на природу. А теперь мы попрощаемся с Хозяйкой Природы. До новых встреч!
Наша планета Земля,
Очень щедра и богата,
Горы, леса и поля
Дом наш родимый, ребята!
Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нету.
Консультация для родителей на тему:
«Экологическое воспитание детей в семье»
Экология — это наука, и произошла она от слова ойкас — дом, жилище, место обитания. Это всё живое, что нас окружает, чем мы дышим и живём. И в дошкольной педагогике появлялось новое направление воспитания — экологическое воспитание.
С первых лет жизни у детей формулируется начало экологической культуры. Дети видят дома, как мама ухаживает за цветами, кошкой или собакой. Они сами тянутся ко всему живому, им хочется погладить животное и полюбоваться красивыми цветами.
Подрастая, дети узнают, что каждое существо имеет свой «дом», в котором есть всё для его жизни. Экологическое воспитание — это и естьпознание живого, которое окружает ребенка, в своей среде обитания, и нашаглавная задача, научить их охранять и беречь то, что они видят. Нужно доступно объяснить ребенку, что ломать ветку дерева нельзя, особенно зимой. Обратите внимание ребёнка на красоту, какие они красивые в инее. Зимой они спят и у них только мы защитники.
Нужно корни укрыть снегом, объясняя, что мы помогаем им выжить зимой. Бывая с детьми зимой в лесу, обратите внимание на тишину в лесу, её красоту и как хорошо дышится в лесу.
Весной природа преображается, и мы радуемся каждой новой травинке и новым листочком. Начинается работа на даче и дети помогают вам пусть совсем мало, но они тянутся к этому, видя, как этим занимаетесь вы. У дачных массивов есть лес, вы бываете там с детьми. Мы все тянемся к природе, чтобы отдохнуть, подышать свежим воздухом, послушать журчание ручейка. Мы взрослые собираем цветы и лекарственные травы, нарвите только столько, сколько вам нужно, и старайтесь не рвать с корнями.
Собирая в лесу грибы и ягоды, берите только те, которые вы знаете, адругие не трогайте. Они нужны животным, они ими питаются и лечатся. Как, например, гриб мухомор, он такой красивый, полюбуйтесь им, но не трогайтеего, придёт лось и он ему пригодится для лечения. Чтобы грибы не исчезали у нашего леса, не нарушайте грибницу, объясните детям, что грибы нужно срезать ножиком, здесь вырастет новый гриб.
Дети часто поступают жестоко с природой и во всём этом виноваты мы взрослые. Не смогли научить видеть красивое , и заботится о том, чтобы все, что окружает нас, только радовало.
Накормите птиц, повесьте кормушку за окном или на балконе. Ребёнок сам будет класть туда корм. Хотите порадовать ребёнка, заведите ему попугайчиков или щегла, черепаху или хомячка. Объясните и научите, какправильно за ними ухаживать и ребёнок будет счастлив. У многих детей естьмечта иметь друга рядом, это котёнок или щенок. И если вы завели себеживотное дома, не выбрасывайте их на улицу, когда они подрастут, ведьживотные и доверяют людям. Пожелание вам воспитывать у детей чувство сострадания, учите видеть красоту окружающего мира , и это не пройдёт даром. Если ребенок будет бережно относится ко всему — ваше воспитание не пройдёт даром. Они будут внимательны не только к окружающему миру, но и к вам взрослым.
В конце с ообщения хочется предложить стихотворение В. Орлова.
Источник