- Для чего поливают могилу водой после похорон?
- Имам ар-Рамли в книге «Нихаят аль-Мухтадж» (т.3, с.35) отмечает:
- Аш-Шабрамульси, комментируя слова ар-Рамли, сказал:
- По каким соображениям мусульмане выливают вслед уходящему человеку стакан воды
- Траурный венок
- Вода на дорожку
- Kiss Me
- Глаз Фатимы
- Погребение покойника
- Вопросы по теме
Для чего поливают могилу водой после похорон?
Вопрос: Присутствуя на похоронах, не раз наблюдал, как после захоронения могилу поливали водой. Признаться, стеснялся спросить у присутствующих для чего это делается. Не могли бы вы разъяснить, для чего поливают водой могилу после захоронения покойного, и какая мудрость в этом действии?
Ответ:
Имам ар-Рамли в книге «Нихаят аль-Мухтадж» (т.3, с.35) отмечает:
(ويندب أن يرش القبر بماء) لفعله صلى الله عليه وسلم ذلك بقبر ولده إبراهيم ، ولما فيه من التفاؤل بالرحمة وتبريد المضجع للميت وحفظ التراب من تناثره ، والأولى أن يكون طهورا باردا .
И в этом есть доброе предзнаменование милости и прохлады в могиле. А ещё это защищает землю от рассеивания. Предпочтительно, чтобы эта вода была чистой и прохладной».
قال الإمام الأذرعي: والظاهر كراهته بالنجس أو تحريمه قلت: والأوجه الثاني.
«Учёный имам аль-Азра’и сказал: «Есть мнение, что нежелательно обрызгивать нечистой (наджас) водой, согласно другому мнению, это (обрызгивание нечистой водой) запрещено (харам). Моё утверждение (т.е. утверждение имама ар-Рамли), что второе мнение более достоверное»».
. (و) أن (يوضع عليه حصى صغار) لما رواه الشافعي أنه صلى الله عليه وسلم وضع على قبر ابنه إبراهيم حصباء.
«. Также желательно положить на могилу мелкие камни, так как имам аш-Шафии передал, что Пророк ﷺ положил мелкие камни на могилу своего сына Ибрахима».
. ويستحب وضع الجريد الأخضر على القبر للاتباع ، وكذا الريحان ونحوه من الأشياء الرطبة ، ويمنع على غير مالكه أخذه من على القبر قبل يبسه لعدم الإعراض عنه ، فإن يبس جاز لزوال نفعه المقصود منه حال رطوبته وهو الاستغفار.
«. Желательно положить на могилу зелёную ветку, следуя за Пророком ﷺ , также желательно положить ароматические растения и подобные им любые свежие растения. Забирать их с могилы до того, как они высохнут, запрещено всем, кроме положившего их, так как он, может ещё не отказался от них и сам пожелает забрать.
Если же растение высохло, то забрать его имеет право любой, потому что оно уже потеряло своё предназначение, которое имело, будучи свежим, а это – мольба о прощении грехов покойного».
Аш-Шабрамульси, комментируя слова ар-Рамли, сказал:
قوله : (ويمتنع على غير مالكه ) أما مالكه فإن كان الموضوع مما يعرض عنه عادة حرم عليه أخذه ; لأنه صار حقا للميت وإن كان كثيرا لا يعرض عن مثله عادة لم يحرم .
«Что касается того, кто положил эту ветку и т.п., то ему также запрещено её забирать (до высыхания), если эта ветка или др. из числа вещей, от которых обычно люди отказываются и не забирают, поскольку они уже принадлежат покойному.
Если же он положил их в таком количестве, от которого обычно не отказываются, т.е. много, то в этом случае ему не запрещено их забрать».
Отдел фетв Муфтията РД
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
Источник
По каким соображениям мусульмане выливают вслед уходящему человеку стакан воды
Стамбул — это, казалось бы, современный город, но довольно колоритный. Странные обычаи стамбульцев все еще приводят в трепет особенно восприимчивых к приметам туристов. Ведь здесь все наоборот — то, что нам кажется плохим знаком, туркам несет успех.
Траурный венок
Это в нашей стране венки носят на кладбища. А вот в Стамбуле венки из искусственных (а порой и настоящих) цветов дарят на свадьбы, дни рождения и просто в знак симпатии. Конечно, нужно иметь стальные нервы, чтобы с улыбкой принять венок с собственным именем из рук гостеприимного турка.
Вода на дорожку
По нашим поверьям, за вышедшим из дома человеком нельзя «замывать» пол. Важно, чтобы после его ухода и началом уборки прошло около часа. Но в Стамбуле все иначе — вслед гостю на прощание выливали раньше целый ушат воды, желая, чтобы он подобно воде смог везде найти свою дорогу. Сегодня ограничиваются стаканом. В любом случае пугаться и пророчить себе неудачи не стоит — если турки истово верят в силу этого маленького обряда, значит, он гарантированно принесет успех и вам, верно?
Kiss Me
Если вы, гуляя по стамбульским улицам, услышали звуки поцелуев, не удивляйтесь — мусульмане не стали настолько развязными, чтобы целоваться на улице. Просто у них такой обычай. Таким образом турки берегут себя от сглаза и привлекают к себе удачу, в то время как мы привыкли плевать через левое плечо. Чтобы провести такой нехитрый ритуал, нужно коснуться пальцами правого уха и «чмокнуть» воздух. А потом уже можно и по дереву постучать.
Глаз Фатимы
Он представляет собой амулет от негатива с изображением глаза. Изначально он был создан, для того чтобы светлоглазые европейцы не наводили порчу на местных жителей. Но туристам настолько понравились амулеты, что они и сами начали с удовольствием носить их. Сегодня глаз Фатимы можно купить в любой лавке. На турецком он называется «Назар бонджуу», что в переводе означает «амулет от сглаза».
Источник
Погребение покойника
Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Старайтесь быстро похоронить покойного [не задерживайте процедуру предания тела земле]! Если он был хорошим человеком, то это — благо, к которому вы его ведете (приближаете). А если он был каким-либо иным, то это — зло, которое вам следует поскорее скинуть с плеч»[1].
Погребальная процессия должна иметь умеренный ход: идти ни слишком быстро, ни слишком медленно.
Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Когда мертвое тело [приготовленное к захоронению и завернутое в саван] положат [на носилки] и мужчины понесут его на своих шеях [на своих плечах], он[2] [человек, а точнее — душа человека, находящаяся до захоронения где-то рядом], если был [при жизни] благонравным, скажет: «Поторопитесь со мною!». Ну а если [человек] был плохим [при жизни, совершал грехи, преступления и не раскаялся, не исправился], то закричит [душа, витающая рядом]: «О горе! Куда это вы (родные и близкие) [меня] несете?!» Все [творения] будут слышать этот [душераздирающий] голос, кроме человека [людей]. Если человек услышал бы это, то сразу упал бы в обморок»[3].
Желательно, чтобы носилки несли не менее четырех человек, держа их с четырех сторон.
Когда покойного приносят к могиле, лучше, чтобы никто не присаживался, пока тело не опустят на землю.
При подготовке места погребения и копании могилы[4] должно учитываться, что тело будет направлено в сторону Каабы, лежа на правом боку. В правой стороне[5] могилы делают нишу (ляхд), которая закрывается необожженными кирпичами или досками после того, как покойного поместят туда[6]. Когда в могилу опускают тело покойной женщины, ее дополнительно чем-нибудь накрывают, ограждая от взоров и взглядов. Тело женщины опускают муж и ее родственники.
Опускать (заводить в могилу) покойного следует головой вперед с той стороны, где окажутся в итоге его ноги[7]. Можно опускать его со стороны киблы[8].
После того как тело поместили в нишу и закрыли досками, могилу засыпают землей так, чтобы образовался пригорок. Сначала присутствующие бросают по три горсти земли в область головы[9], затем могилу закапывают лопатами.
Женщины в могилу не спускаются.
Топтать могилу, сидеть на ней, спать или молиться (совершать молитву-намаз) запрещено[10].
Табличка с надписью имени и фамилии покойного, а также годами его жизни устанавливается в области головы покойного.
‘Усман ибн ‘Аффан передает: «Пророк (да благословит его Творец и приветствует), когда завершался обряд погребения, сразу не уходил, а говорил: «Просите у Аллаха (Бога, Господа) для этого человека прощения грехов. Молите Бога, чтобы укрепил его [предоставил возможность правильно ответить на вопросы ангелов Мункира и Накира]. Поистине, сейчас он будет спрошен[11]»[12].
Сподвижник пророка Мухаммада ‘Амр ибн аль-‘Ас сказал своему сыну и ближайшему окружению незадолго до смерти: «Когда похороните меня [опустите в могилу], то постепенно закопайте ее, а после встаньте вокруг могилы и постойте такое время, за какое обычно происходит заклание верблюда и разделывается его туша, чтобы я чувствовал радость [от вашего присутствия и молитв за меня]. Это поможет мне, когда я стану держать ответ посланцам Божьим [ангелам Мункиру и Накиру][13]»[14].
Вопросы по теме
Во время погребения женщины может ли опускать ее в могилу мужчина, не являющийся ее родственником?
Тело покойной женщины опускают в могилу муж и ее родственники. В случае отсутствия таковых необходимо поступать по ситуации. Неродственник может в этом участвовать[15].
У меня на родине, когда хоронят человека, сверху на его могилу поливают какую-то святую воду. Не противоречит ли это Исламу?
Интересно, какой смысл вкладывается в данную процедуру?
Внешне данное действие безобидно и не заслуживает внимания, а тем более не должно быть причиной споров и конфронтации.
Допустимо ли хоронить мусульманина в гробу?
Захоронение умерших в гробах является христианским обычаем. У мусульман данный способ захоронения используется в исключительных случаях. Ни в Священном Коране, ни в Сунне нет запрета на такого рода погребение. Исходя из этого, мусульманские богословы на основе иджтихада выработали следующие мнения.
Ханафитские ученые считают, что допустимо использование гроба, даже если он будет сделан из камня или железа. Данный метод применим в случае рыхлости или повышенной влажности почвы, захоронения в море и т. д. Желательно (сунна) посыпать дно гроба землей, так как при Пророке покойник клался непосредственно на землю.
Богословы шафиитского мазхаба говорят о нежелательности захоронения покойника в гробу, но также допускают подобное в особых случаях.
Маликитские богословы считают, что более правильно не хоронить в гробу. Желательно укреплять нишу, в которую кладется умерший, кирпичом, деревом или иным материалом.
Ханбалиты считают нежелательным захоронение умершего в гробу, так как применение данного метода не было передано нам Пророком и его сподвижниками.
Таким образом, мусульманские ученые едины в том, что лучше хоронить в саване, помещая покойника в укрепленную нишу. Однако в исключительном случае погребение в гробу не является грешным и запрещенным[16].
Можно ли целовать покойного?
Это допустимо. Когда заключительный Божий посланник пророк Мухаммад покинул этот мир, к его накрытому телу подошел Абу Бакр. Подойдя, он приоткрыл лицо и, нагнувшись, поцеловал его в лоб[17].
Можно ли (или нужно) открывать покойнику лицо, когда он уже положен в могилу?
После того как покойника положат в могилу, можно открывать ему лицо? Как правильно сделать по ханафитскому мазхабу?
Никакой категоричности в данном вопросе нет.
Нужно ли вставать, когда проходит погребальная процессия?
«Когда пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) встал перед проходящей мимо похоронной процессией, сподвижники, поднявшись вместе с ним, сказали: «О посланник Божий, это хоронят иудея». Пророк ответил им: ‘Если видите похоронную процессию, вставайте [и неважно, кого хоронят]»[18]. В другом риваяте (варианте хадиса) Пророк воскликнул: «А разве он не человек?!»[19].
Лицезрение смерти со столь близкого расстояния должно пробуждать в верующем особое чувство трепета пред Богом и побуждать его вставать из уважения, почтения к происходящему на его глазах[20].
Долго ли нужно стоять? В достоверном хадисе сказано: «Стойте, пока покойного не пронесут мимо вас либо пока не опустят на землю»[21].
В какое время суток запрещено хоронить покойника?
Укба ибн ‘Амир сказал: «Пророк запретил совершение молитв-намазов и погребение умерших в следующих трех временных периодах:
— во время восхода солнца и до того, пока оно не поднимется (на высоту одного копья или двух)[22];
— в то время, когда солнце находится в зените;
— во время заката солнца»[23].
Разрешается ли присутствовать на похоронах немусульманина?
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 391, хадис № 1315; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 235, хадис № 1315 и пояснение к нему; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 366, хадис № 50–(944); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 67, хадис № 1019, «сахих»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 622, хадис № 1/941 и пояснение к нему.
[2] В самом хадисе говорится о теле, мертвом теле. Ученые предполагали, что может радоваться или негодовать (1) и само тело, если Господь пожелает того, (2) и душа, находящаяся до захоронения где-то рядом. Однозначно никто не может утверждать. Но в любом случае это будет та форма речи, которая не слышна людям, не воспринимаема их слухом. См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 238, 239, пояснение к хадису № 1316.
Кстати, современная наука уже доказала, что есть множество звуков в окружающем нас мире, которые человек не в состоянии слышать, хотя они могут быть очень и очень громкими.
[3] Хадис от Абу Са‘ида; св. х. аль-Бухари. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 392, хадис № 1316; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 622, хадис № 2/942.
[4] Глубина могилы определяется в соответствии с природными особенностями почвы данной местности. Главное — чтобы тело покойного было защищено от хищников.
[5] То есть с той стороны, которая находится в направлении Каабы, ближе к ней.
[6] В случае сыпучести, рыхлости почвы и опасения обвала допустимо не делать ниши (ляхд). Раскапывают дополнительное углубление, которое также закрывается необожженными кирпичами или досками после того, как покойного поместят в это углубление. См.: аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни альмух тадж. Т. 2. С. 40; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 522.
[7] См.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 88; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 2. С. 40.
[8] В опускании покойного в могилу могут участвовать трое и более человек.
[9] См.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 87, хадис № 1464 и пояснение к нему.
[10] См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 525; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 375, хадис № 97–(972).
[11] Пророк Мухаммад сказал: «Когда человека опустят в могилу и люди, провожавшие его [в «последний путь», хотя в действительности путь будет иметь еще долгое продолжение], уйдут — а он будет слышать их шаги — к нему приблизятся два ангела [Мункир и Накир] и, посадив, спросят: «Что ты говорил [знал] относительно этого человека (то есть относительно последнего Божьего пророка Мухаммада)». Верующий ответит: «Свидетельствую, что он — раб Божий и посланник». Последует ответ: «[Мы знали, что ты скажешь именно так.] Посмотри на свое место в Аду [где ты мог бы пребывать временно или вечно, окажись грешником или безбожником], Всевышний заменил тебе его на обитель в Раю». Покойный увидит оба пристанища. [После чего станет просторной его обитель в загробном мире, осветится, и заснет он сладким сном жениха (или невесты), которых будят желанные и любимые. И продлится этот блаженный сон до Дня Воскрешения].
Что же касается лицемеров и безбожников, то у них спросят: «Что ты можешь сказать об этом человеке [подразумевая пророка Мухаммада]?» И каждый из них будет отвечать [в растерянности]: «Не знаю [не помню, не придавал этому особого значения]. Я был того же мнения, что и все». — «[В действительности] ты [ничего о нем] не знаешь и не хотел знать (не следовал за теми, кто знал)». Он получит сильнейший удар металлическим молотом и закричит так, что услышат все [ангелы; звери, птицы, насекомые…], кроме людей и джиннов. [Его обитель станет невероятно тесной, состояние — мучительным, и так до Дня Воскрешения]».
Хадис от Анаса ибн Малика; св. х. аль-Бухари и др. См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 4. С. 298, хадис № 1374; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 7. С. 386, хадис № 3117, а также С. 390, хадис № 3120; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 332, хадис № 1072; Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 517, хадис № 4751, «сахих».
После этого частичного воссоединения (для общения с ангелами вслед за погребением) душа до Дня Воскрешения из мертвых покидает свое тело, перемещается в мир душ, где испытывает или частички райского блаженства, или адские мучения.
[12] Хадис от ‘Усмана ибн ‘Аффана; св. х. Абу Дауда. См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 363, хадис № 3221, «сахих»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 625, хадис № 1/946.
[13] Имам аш-Шафи‘и говорил: «Желательно [не спешить, а] прочитать хотя бы что-нибудь из Корана возле могилы [например, суру «Ясин»]. Если они [провожающие в последний путь] прочитают весь Коран, то это хорошо [то есть это еще лучше]». См.: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 625.
[14] Хадис от ‘Амра ибн аль-‘Аса; св. х. Муслима. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 74, хадис № 192–(121); Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 625, хадис № 2/947.
[15] Хадис от Анаса ибн Малика; св. х. аль-Бухари. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 383, 384, хадис № 1285; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 194, 204, хадис № 1285 и пояснение к нему.
[16] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 158.
[17] Хадис от ‘Аиши; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 3. С. 1344, хадис № 4455; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 10. С. 185, хадис № 4455 и пояснение к нему.
[18] Хадис от Джабира; св. х. аль-Бухари. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 391, хадис № 1311; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 231, хадис № 1311 и пояснение к нему.
[19] См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 391, хадис № 1312; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 231, хадис № 1312 и пояснение к нему.
[20] См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 232, 233.
[21] Св. х. аль-Бухари. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 390, хадисы № 1307–1309; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 228, 229, хадисы № 1307–1309 и пояснение к ним.
[22] Это составляет примерно 2,5 метра или, когда не видно самого солнца, приблизительно 20–40 минут после начала восхода. См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 519.
[23] Св. х. Муслима, Ибн Маджа и др. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 322, хадис № 293–(831); Ибн Маджа М. Сунан. С. 166, хадис № 1519, «сахих».
Подробнее см.: ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа). Т. 1. С. 258, 259.
[24] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 510.
Источник