- «Круговорот воды в природе. Свойство воды».Конспект НОД по исследованию обьектов живой и неживой природы; с применением ИКТ-технологии план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Вода-водица»
«Круговорот воды в природе. Свойство воды».Конспект НОД по исследованию обьектов живой и неживой природы; с применением ИКТ-технологии
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Развивать представления детей о разнообразных свойствах воды
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_krugovorot_vody_v_prirode._svoystvo_vody_2.docx | 19.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Нягань
«Детский сад №9 «Белоснежка» комбинированного вида»
непрерывной образовательной деятельности по исследованию объектов живой и неживой природы, экспериментированию
Воспитатель 1 категории
Интеграция областей: познавательная, социально — коммуникативная, речевая, физическая.
Тема: «Круговорот воды в природе. Свойство воды»
Цель: развивать представления детей о разнообразных свойствах воды.
Обучающие: способствовать накоплению у детей представлений о свойствах воды, закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значение воды; устанавливать причинно-следственные зависимости.
Развивающие: развивать любознательность, наблюдательность, речь, мышление, умение делать выводы, активизировать словарь детей словами: пресная вода, круговорот воды, парообразные вещества, модель, глобус, материки, суша, отражение.
Воспитательные: воспитывать аккуратность при работе, умение работать сообща, бережное отношение к окружающему миру
1. Игровой (сюрпризный момент);
2. Словесный (чтение письма, беседа, вопросы, загадки);
3. Наглядный (демонстрационный материал, показ слайдов);
4. Практический (самостоятельная работа, динамическая пауза);
5. Метод похвалы;
6. Метод контроля (самооценка детьми выполненного задания).
Образовательные технологии: здоровьесберегающие, ИКТ- технологии.
Демонстрационный материал : презентация PowerPoint, глобус, рисунок-схема «Круговорот воды в природе», кубик, шар, лед, вода, банка узкая и широкая, картинка.
Оборудование и материалы: соль, сахар, ложки, мука, таз с водой, сок лимона, стакан с молоком, подсолнечное масло.
Раздаточный материал: для каждого ребенка стакан с водой, соль, сахар, ложки.
Подготовка воспитателя к образовательной деятельности: расстановка оборудования в группе и материалов для работы за столами.
Предварительная работа с детьми: чтение рассказа «Жила-была река» Н.А.Рыжовой, беседа с детьми о значении воды, д/и «Кому нужна вода» (карточки профессий), беседа о значении воды, знакомство с круговоротом воды в природе.
Воспитатель: У меня в мешке спрятан предмет. Я прочитаю загадку, а вы отгадайте, что это.
Загадка: Стоит на ножке он на окошке,
Но все страны знает, весь мир умещает,
Догадались, детвора? Вот загадка хоть куда (глобус).
Воспитатель: Что такое глобус? (ответы детей). Как вы понимаете – модель Земли? (ответы детей). Правильно, ребята, глобус — это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. Что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на её модель, то есть, посмотрев на глобус? (ответы детей: на ней моря, океаны, реки, озера, суша, материки).
Основная часть
Воспитатель: А что вы знаете о воде? Какая она? Кому нужна вода? (ответы детей). Ребята, для жизни человека вода имеет важное значение.
А вы знаете, что на нашей планете Земля очень много воды, но не вся она пригодна, растительному, животному миру и человеку нужна вода пресная. А какая это вода пресная? Может, вы знаете о ней? (ответы детей). Совершенно верно, пресная вода – это вода без солей. В морях и океанах вода соленая, жить в такой воде могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду не возможно, поэтому люди берут воду из озер, рек, подземных скважин — это в посёлках, деревнях. А в городах, где много живёт людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях. Питьевую воду нужно беречь. Почему? (ответы детей). Ребята, запасы пресной воды на нашей планете становятся меньше, потому что загрязняются реки, озера. Ребята, как вы думаете, как вода поступает в реки, озера, моря и океаны. Что такое круговорот воды в природе? (ответы детей) Ребята, посмотрите рисунок-схему «Круговорот воды в природе». Когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, вода превращается в пар (парообразное состояние) и поднимается в воздух. Высоко вверху, воздух, насыщенный влагой охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде дождя, снега. Так происходит круговорот воды в природе.
Стихотворения Н. Рыжова «Вы слыхали о воде?»
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить,
Без неё нам не прожить!
Воспитатель: О каких трех состояниях воды вы услышали в стихотворении? (воспитатель показывает лед, воду). Ребята, а вы знаете, что такое лаборатория? (ответы детей) Сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. Давайте сегодня мы с вами превратимся в учёных, и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы (для каждого ребенка стакан с водой, соль, сахар, ложки). Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Но прежде чем начать исследование, мы укрепим здоровье, потому что делать научные открытия дело не из лёгких.
К речке быстрой мы спустились, (шагаем на месте)
Наклонились и умылись. (наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились (встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс. (круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль. (круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин. (прыжки на месте)
Вышли на берег крутой (шагаем на месте)
И отправились домой. (сесть на место)
Воспитатель: Занимайте свои рабочие места.
Дети рассаживаются за столы. Воспитатель обращает внимание детей на технику безопасности в лаборатории.
Воспитатель: Приступим к нашему исследованию.
Опыт 1. Какой формы вода?
Воспитатель: Ребята, на столе предметы (шар и кубик) , какой они формы? (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.
Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость.
Опыт 2. Вода не имеет собственного запаха.
Воспитатель: Есть ли у воды запах (ответы детей). Правильно, у воды нет запаха. А если мы в воду капнем сок лимона, появится запах? (капаем в каждый стакан сок лимона, дети нюхают воду и дают ответ).
Вывод: вода не имеет запаха.
Опыт 3. Какого цвета вода?
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, у воды есть цвет? (ответы детей). Давайте проверим! Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей) . А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы видим? (ответы детей) .
Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость.
Опыт 4. Вода – растворитель.
Воспитатель: Дети, есть ли у воды вкус? Давайте попробуем (ответы детей).
Воспитатель предлагает одной подгруппе размешать в воде соль, а другой сахар. После растворения веществ, предлагает попробовать снова воду на вкус.
Воспитатель: Ребята, у воды появился вкус? Вода стала сладкая, соленая. А куда исчезли соль и сахар? (ответы детей) Вода является растворителем для некоторых веществ, таких как соль и сахар. Давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло.
Воспитатель просит двоих детей растворить муку и растительное масло.
Воспитатель: Ребята мука растворилась? А растительное масло? (ответы детей). Мы видим, мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности.
Вывод: вода является растворителем для сахара и соль, но не все вещества могут раствориться в воде (мука, растительное масло).
Опыт 5. Способность воды отражать предметы.
Воспитатель: Приглашаю всех подойти к моему столу. Скажите, что на нём стоит? (таз с водой). Давай все по очереди заглянем в него. Что вы там увидели? (ответы детей: своё лицо, отражение). Где еще модно увидеть свое отражение? (ответы детей). Вода может отражать предметы как зеркало. Если мы подуем на воду и заглянем в неё, увидим ли мы отражение? (дети дуют и смотрят в воду). Отражение размытое, плохое.
Вывод: спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода не спокойная, то отражение предметов размытое.
Воспитатель: Уважаемые ученые, наша работа на сегодня закончилась. Превратимся обратно в детей. Вам понравились опыты? (ответы детей). Что особенно понравилось? (ответы детей). Ребята, давайте еще раз вспомним, что мы узнали о воде.
— Воду надо беречь.
— Вода имеет три состояния: твердое, жидкое, парообразное.
— Вода – не имеет запаха.
— Вода отражает предметы.
— Вода необходима всему живому на земле
Воспитатель: Закончу наше занятие пословицей «Воду попусту не лей. Дорожить водой умей».
Источник
Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Вода-водица»
Анна Шевченко
Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Вода-водица»
Образовательные задачи: Формирование целостной картины мира,расширение кругозора: продолжать знакомить детей с явлениями природы, закрепить знания детей по вопросу свойств воды;
1.Развитие свободного общения со взрослыми и детьми: Продолжать развивать у детей интерес к общению со взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы, формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми; вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.
Развитие всех компонентов устной речи,практическое овладение нормами речи: формирование словаря – вводить в словарь детей существительные: лаборатория, опыты, оборудование.
3. помогать употреблять глаголы характеризующие свойства воды: течёт, смачивает, впитывается, растворяет;
4. развитие связанной речи – вовлекать детей в общую беседу стимулировать проявление активности в беседе;формировать у детей умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на вопрос воспитателя, говорить в нормальном темпе, слушать пояснения педагога;
1. Способствовать развитию любознательности;
2. Развивать внимание детей;
3.Способствовать развитию логического мышления: определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты.
1. Продолжать воспитывать культуру поведения;
2. Воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде;
Формировать понимание важности воды для всех объектов на планете.
Ознакомление детей со свойствами воды:
— отсутствие собственной формы;
— пар тоже вода;
— вода может тоже растворять предметы.
Закрепить умение работать с посудой стеклянной и прозрачной.
Развивать навыки проведения лабораторных опытов.
Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
Развивать социальные навыки:
— умение работать в группе;
— учитывать мнение партнёра;
— отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту;
Прививать бережное отношение к воде.
Оборудование: прозрачные пластиковые стаканчики, емкости разной формы, мука, соль, сахар, лимон, молоко, картинка, краски, кисточка, вата, воронка, растительное масло, салфетки,картинки на тему: «Вода», трубочки коктейльные, кувшин с водой.
Тихонько усаживаемся. К нам на занятие пришли гости. Посмотрите на них и больше не отвлекайтесь. Сосредоточьтесь, занятие будет интересным.
Давайте отгадаем загадку, чтобы узнать чему посвящено наше занятие.
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего, не может мама,
Ни готовить, ни стирать?
Без чего мы, скажем прямо,
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды-
Жить нельзя нам без… (воды)
Правильно, мы поговорим сегодня о воде.
А какая бывает вода?
— Теплая, горячая, чистая, газированная, минеральная, холодная и т. п.
Что вода делает?
— Капает, течет, замерзает, тает, льется.
Для чего вода нужна человеку?
Ребята, а что было бы, если бы не было воды?
Как вы думаете? Да, ребята, без воды всё живое на свете погибнет. Вода – это жизнь!
Вывешиваются картинки о воде. «Где находится вода?»
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьётся,
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить.
Ребята, у воды есть свои свойства, а какие, мы скоро узнаем.
Педагог: — Для этого, я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)
— Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты по исследованию воды, и определять её свойства.
— Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются за столы.)
Прежде чем приступить к работе, давайте потренируем наши пальчики, ведь им сейчас придётся немного поработать.
(ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «паучок»).
— Приступим к нашему исследованию.
Опыты:
М с вами говорили, что вода течет, льется. Давайте это проверим. Возьмите стаканчик с водой и вылейте немного воды на блюдечко. Выливать надо медленно, чтобы увидеть, как вода льётся, течёт и растекаются на блюдечке.
Почему вы смогли перелить воду из стаканчика в стаканчик?
Потому, что она жидкая.
Совершенно верно. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана. А поскольку вода жидкая, может течь.
1. Какой формы вода?
На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем бутылочку и наполним ее водой. Нальем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.
Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы. Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы, и вывешивает на магнитную доску.
2. Имеет ли вода вкус? Растворяет ли вода вещества?
А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить детям размешать в воде сахар, второму — соль, третьему –аскорбиновую кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая.Вывод: своего вкуса у воды нет.
У воды есть запах? (Дети нюхают стакан с простой водой и с соком лимона) У воды появился запах. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей) А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Двое детей выполняют это задание.
3. Прозрачная ли вода?
На столе два стакана –один с водой, а другой с мукой.
-Возьмем ложечку в стакан с водой, а затем в стакан с мукой. Что мы обнаружили?
Вывод: через воду ложечка видна, а через воду с мукой нет –не видна. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на ложечку. Она не видна. И так, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость. У воды нет цвета.
— Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пойдём немного погуляем, мы с вами пойдём к реке. (Ортопедическая коррекционная физкультминутка)
К речке быстрой
К речке быстрой мы спустились,
(шагаем на месте)
Наклонились и умылись.
(наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре,
(хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс.
(круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль.
(круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин.
(прыжки на месте)
Вышли на берег крутой
(шагаем на месте)
И отправились домой.
— Отдохнули, ребята? Тогда занимаем места за лабораторными столами и продолжим изучение воды.
Обращает внимание детей на стакан, где растворяли муку.
— Что же мы видим? (Ответы детей). Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности.
Вывод: не все вещества могут растворяться в воде.
Педагог: Ребята, посмотрите еще раз на ту баночку, куда мы наливали масло. Оно так и осталось плавать на поверхности воды. Можно пить такую воду и почему?
Дети: Нет. Она пахнет маслом и неприятная на вкус.
Педагог: Да, действительно, такая вода не пригодна для питья. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой?
Дети: Её нужно очистить от масла.
Педагог: А вы знаете, это можно сделать, но только с помощью фильтра.
Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать с вами сами из обычной ваты смотрите, как я это сделаю (Воспитатель показывает, как сделать фильтр.
Затем, как его установить в воронку).
Педагог: Давайте попробуем, как работает наш фильтр. Я буду очень осторожно, по немногу, лить масленую воду в баночку с фильтром.
Педагог: Аккуратно убираем фильтр и смотрим на воду. Какая она стала?
Дети: Вода стала чистой.
Педагог: Куда же делось масло?
Дети: Все масло осталось на фильтре.
Педагог: Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает к нам, в наши квартиры через водопровод, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки или из какого-нибудь подземного водохранилища. Затем она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров, непохожих на наши, воду очищают от песка, грязи, разных микробов. И только после этого вода уже попадает в водопровод. Питьевую воду нужно беречь. Почему? (Дети объясняют)
Потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается. А какая это вода пресная? Что вы знаете о ней?
— Правильно, пресная вода — это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода- солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду не возможно, поэтому в городах, где много живёт людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества.
— А ещё необходимо беречь воду, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.
Показ слайдов о грязной речке.
И в заключении нашей исследования,я хочу сказать следующее:
Символ жизни на Земле – вода!
Экономь её и береги –
Мы ведь на планете не одни!
Мы с вами узнали, что вода – одно из самых удивительных веществ.Она обладает многими свойствами: (какими)
— Для жизни человека вода имеет очень важное значение.
Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Насекомые» Возраст : 5 — 7 лет (старшая, подготовительная группы). Дидактические задачи: -закреплять знания детей о насекомых; -группировать насекомых.
ООД «Круговорот воды в природе» Подготовила и провела: Крикущенкова В. П. Интеграция образовательных областей «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение.
Источник