Коррекционно-развивающее занятие психолога: «Волшебное озеро»
Конспект занятия психолога детского сада для детей с ограниченными возможностями здоровья старшего дошкольного возраста с синдромом гиперактивности и дефицитом внимания
- Способствовать устранению чрезмерного мышечного тонуса, торможению гиперкинезов и эмоциональной напряженности.
- Учить расслаблять мышцы рук и ног, вдыхать носом и выдыхать через рот, пытаться следить за своим дыханием.
- Закреплять представление о сенсорных эталонах (цвете, количестве, форме), умение действовать по инструкции и сигналу взрослого.
- Развивать самоконтроль и произвольность внимания.
- Стабилизировать психоэмоциональное состояние дошкольников.
Ход занятия психолога в детском саду
Вступительная часть занятия
Ритуал приветствия «Станем дружно …»
Станем дружно все в круг, (Дети идут по кругу, держась за руки)
Друзья мы для всех вокруг. (Останавливаются, разводят руки в стороны)
Руку вторую протяну, (Протягивают руки детям, которые стоят рядом)
С другом ссору не начну. (Держась за руки, раскатывают их вперед-назад)
Будем вместе все мы играть, (хлопают в ладоши)
Правила не забывать. (Поднимают руки вверх)
Психолог: — Дети, сегодня нас с Вами ждет интересное путешествие к Волшебному озеру. Давайте, как всегда выполним нашу веселую гимнастику и отправимся в путь.
Комплекс упражнений для детей с элементами йоги
- Дети ходят по кругу друг за другом и гудят, как паровозики: «Ту-ту-у-у-у». (1 минута)
- Останавливаются, становятся в круг.
- «Заводят будильник» — сжимают ладонь в кулачок, выполняют круговые движения в районе солнечного сплетения: «Джик-Джик-Джик» (4 раза)
- «Будильник зазвонил»: «З-з-з». Мы его остановим — дети слегка ударяют ладошкой по голове.
- «Лепят лицо» — проводят руками по контуру лица.
- «Лепят волосики» — нажимают подушечками пальцев на корни волос.
- «Лепят бровки» — проводят кончиками пальцев по бровям.
- «Лепят глаза» — трогают кончиками пальцев веки, проводят указательным пальцем вокруг глаз. Моргают глазами.
- «Лепят носики» — проводят указательным пальцем от переносицы по крыльям носа вниз.
- «Лепят ушки» — пощипывающими движениями поглаживают мочки ушей, уши.
- «Лепят подбородок.
- Произносят хором: «Я хороший, добрый, красивый», гладят себя по голове, лицу и обнимают себя обеими руками.
Основная часть занятия
Упражнение «Что у меня есть»
Вдруг, к детям прилетает цветная бабочка. Психолог подносит к определенной части тела бабочку и предлагает сказать куда села бабочка, ребенок называет часть тела (на руку, на ногу, на голову, на живот). Игра повторяется несколько раз (в зависимости от эмоциональных реакций детей). Затем бабочка исчезает.
Детям предлагается пойти и посмотреть куда же полетела бабочка.
Психолог: — По дорожке дети шли.
Шли, шли и к озеру пришли.
Дети подходят к сухому бассейну.
Психолог: — Вот и озеро. Посмотрите дети, оно кажется не простое, оно необычное, потому что в нем вместо воды шарики. Сколько их? (Много)
— Давайте посмотрим какие они.
Психолог берет шарик и предлагает детям взять такой же в соответствии с цветом.
Обследование шариков с произношением их свойств:
— Какой шарик? (Круглый, желтый, твердый) Сколько в руке? (Один)
Далее шарик бросают обратно в бассейн. Таким образом обследуют следующие три шарика красного, синего и зеленого цвета.
— Вот мы и познакомились с шариками, какие они. Чем они похожи друг на друга? (Круглые, твердые) Чем отличаются? (Разного цвета)
— Озеро это необычное и шарики в нем интересные. Поэтому, тот, кто искупается в нем, получит волшебную силу, которую дает каждый разноцветный шарик.
Психолог берет по очереди шарики разного цвета и рассказывает о них детям:
Цвет желтый, он как солнце,
Которое светит в оконце.
Подарит нам тепло.
Нежное, ласковое оно.
Синий, как незабудка
Тишину нам дает и покой,
Чтобы не было слышно ничего.
Цвет этот, пылкий, горячий,
Знают все это чудо-цвет,
Подарит силу нам,
Быстрым, ловким малышам.
Зеленый цвет в огороде,
А весной он в моде.
Радость подарит он,
Смех веселый, перезвон.
Психолог: — Дети, я вам рассказала, что может подарить каждый из цветов, поэтому тот, кто искупается в волшебном озере получит тепло, покой, силу и хорошее настроение. Хотите искупаться?
Комплекс упражнений с детьми в сухом бассейне
Часть 1. Вступительная
— Будем купаться, отдыхать. Но прежде чем плавать, давайте поиграем с «водой», вместо которой у нас шарики.
Часть 2. «Игра с шариками»
Цель: Массаж и укрепление мышц верхних конечностей.
И.п.: дети стоят на коленях перед бассейном.
— Опустите в «водичку» правую руку и «нарисуйте» большие разноцветные круги (вращательные движения правой руки). То же самое проделайте и левой рукой (3-4 раза).
— А теперь опустите в «воду» обе руки и «нарисуйте» солнце (вращательные движения обеих рук одновременно) 3-4 раза.
Дети прячут руки в «воду» и по сигналу «Достань и посмотри» вынимают из нее шарик, смотрят кому какого цвета он достался и называют что он дарит: тепло, покой, силу или радость.
Часть 3. «Укрепляем ноги»
Цель: Массаж и укрепление мышц ног.
Дети сидят в бассейне спиной к бортику. По сигналу психолога они отталкивают от себя шарики, как будто бегут ножками. Сначала медленно, потом быстрее, а по сигналу «Стоп» останавливаются и не двигаются.
Дети сидят в бассейне произвольно и погружают на дно ноги.
Дети стоят в бассейне, держась руками за его бортики. По сигналу педагога они то приседают, то снова встают.
Цель: Способствовать массажу всего тела и развитию общей моторики
И.п.: лежа на животе
Руки выпрямлены и вытянуты вверх. Дети делают движения руками по типу плавание, отгребая шарики от себя в стороны, затем выполняя те же движения к себе
И.п.: Лежа на спине
Дети ногами имитируют вращения педалей велосипеда.
И.п.: лежа на спине.
Дети одновременно поднимают вверх руки и ноги и двигают ими, словно лапками.
Цель: регуляция дыхания, способствовать снижению психоэмоционального напряжения.
И.п.: лежа на спине
— Мы тихонько отдыхаем. Нам хорошо. Закройте глаза, слушая мой голос.
— Прислушайтесь как мы дышим. Дышим ровно и спокойно. Медленно вдохните и выдохните.
— Дует легкий ветерок, тихо он летает. (Психолог машет перышком в воздухе на уровне лиц детей)
— Ветерок летает. Мы тихо ровно дышим. (Перышко летит на уровне рук и туловища детей)
— Ручки расслабляются (гладит перышком по рукам)
— Волшебная сила набирается.
— Ножки расслабляются (касается перышком ног)
— Волшебная сила набирается.
— Тело расслаблено, легкое.
— Нам хорошо и приятно …
— Дышится легко, ровно, глубоко …
— Ветерок стихает, тихо замирает.
— Волшебная сила набирается …
— Спокойствие, тепло, сила и радость …
— Глазки открывайте, ручки поднимайте …
— Улыбнулись, встали и потянулись …
Детям предлагают осторожно выйти из бассейна, чтобы не растерять волшебную силу, которую они накопили в озере.
Заключительная часть занятия
Упражнение «Потянулись к солнышку» (растяжка)
Дети собираются в кругу, садятся.
Психолог: — Вот мы и проснулись после волшебного сна в нашем озере.
(Дети медленно встают, вытягивают руки вперед, затем поднимают их вверх, отводят за голову и поднимаются на носочки).
Сладко потянулись к солнышку, друг другу улыбнулись. (Дети встают на ступни, опускают руки вниз)
Упражнение повторяется несколько раз.
Психолог: Вот и закончилось наше путешествие к Волшебному озеру. Понравилось оно вам? Чем больше всего понравилось? А что не понравилось? Почему? (Ответы детей)
Ритуал прощания «До свидания!»
Психолог вместе с детьми строят «пирамиду» из вытянутых в центр круга рук и громко дружно говорят: «До свидания».
Источник
«Методическая разработка системы коррекционно-развивающих игр с водой «Водичка-помощница»
Пояснительная записка
В настоящее время перед дошкольными образовательными учреждениями ставится задача поиска внутренних источников развития, перехода к рациональному использованию всех имеющихся ресурсов с целью повышения качества образовательных услуг.
Особенно это актуально для коррекционных детских садов, в частности, для детей с ОВЗ (ДЦП и проблемами опорно-двигательного аппарата и различными формами интеллектуальной недостаточности).
Актуальность проблемы
Опыт работы в коррекционном детском саду, показывает, что дети, с особыми возможностями здоровья хоть и радуются приходу в группу нового человека (психолога), но ситуативно-деловая форма сотрудничества у них не сформирована даже к 6-7 годам. Они требуют к себе повышенного внимания, ласки, тактильного контакта, но этим и ограничивается их общение со взрослым. У детей с ОВЗ слабо развит познавательный интерес, снижена познавательная активность. Они быстро устают, внимание становится рассеянным, присутствуют явления генерализации внимания; они не могут долго следовать даже одноступенчатой словесной инструкции, не переносят полученные знания на новые задачи. В силу своих физических возможностей они не могут работать руками так, как здоровые дети, им тяжело сидеть на стуле, выдерживать заданную позу, часто больно или невозможно делать какие-то движения. Такие дети не хотят рисовать, лепить, конструировать. Все эти особенности сильно затрудняют коррекционную работу психолога, педагога и специалистов.
В силу того, что дети с ОВЗ (ДЦП и проблемами опорно-двигательного аппарата) часто находятся в санаториях, на лечении (консервативное и оперативное лечение), а в остальное время лишены полноценного общения со сверстниками и взрослыми, у них с запозданием формируются (или не формируются вообще) коммуникативные навыки, присущие здоровым детям.
Как отмечено в литературе, осознание своего дефекта происходит у таких детей к 7-8 годам. На самом деле, если интеллект ребенка сохранен, то переживать по поводу того, что он не может полноценно передвигаться, он не такой как все, ребенок начинает раньше, еще в дошкольном возрасте. Это усугубляет проблемы в эмоциональной сфере (тревожность, страхи, застенчивость). Сниженная практика общения, эгоцентризм, негативизм приводят к конфликтам в общении, особенно со сверстниками.
Анализ результатов наблюдений, диагностики, анкетирования родителей и педагогов приводит к выводу, что «особым» детям в наше время необходимы новые, особенные игры.
Гибкая система игр с водой, песком и пластилином «Водичка-помощница» сначала была разработана мною именно для «особых» детей. В процессе внедрения системы игр я поняла, что можно ее использовать для здоровых детей, а также для создания условий успешной интеграции детей-инвалидов в массовые группы детского сада.
Цель:
обеспечение необходимых условий для социальной адаптации и интеграции в массовые группы детского сада детей с особыми возможностями здоровья.
Задачи:
- корректировать и развивать познавательные психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление, воображение);
- формировать познавательный интерес и развивать познавательную активность;
- формировать у детей представления о базовых эмоциях, таких как радость, грусть, гнев, страх, удивление;
- корректировать такие недостатки восприятия эмоций детей с ОВЗ, как слабая дифференцированность составляющих элементов эталона эмоции, поверхностность восприятия эмоции по выделенному единичному элементу экспрессии, неспособность к целостному обобщенному восприятию эмоции по выражению лица и позе;
- развивать у детей способность дифференцировать и осознавать эмоции свои и другого человека по мимике, пантомимике, жестам, позе, интонации;
- способствовать развитию интереса к общению со сверстниками и коммуникативных навыков;
- корректировать проблемы эмоциональной сферы в поведении и общении (агрессивность, тревожность, страхи);
- способствовать снятию тревожных состояний, страхов, преодолению негативизма к воспитательным и коррекционным воздействиям;
- способствовать развитию и гармонизации детско-родительских отношений;
- обучать родителей способам применения игр системы; организация на их основе развивающих игр и игрового взаимодействия с детьми;
- консультировать родителей по вопросам создания развивающей среды в условиях семейного воспитания, формированию оптимального состава игровых средств обучения, правилам их выбора.
Ожидаемые результаты
Дети:
- повышение уровня развития познавательной сферы;
- расширение круга осознаваемых эмоций;
- способность дифференцировать составляющие элементов эталона эмоции и объединять их в целостный образ;
- способность к целостному обобщенному восприятию эмоции по выражению лица и позе;
- способность дифференцировать и осознавать эмоции свои и другого человека по мимике, пантомимике, жестам, позе, интонации;
- формирование образного и вербального эталона каждой эмоции (радость, грусть, гнев, страх, удивление) для ориентировки в собственных чувствах и чувствах окружающих людей;
- развитие и расширение интереса к общению и взаимодействию со сверстниками, коммуникативных навыков, необходимых для конструктивного взаимодействия и решения конфликтных ситуаций;
- снижение уровня тревожности, агрессивности, количества и интенсивности страхов, преодоление негативизма, развитие децентрации.
Родители:
- повышение психологической грамотности (психологическое просвещение);
- получение новых систематизированных знаний по способам применения игр с водой, песком и пластилином; способность организовать на их основе развивающие игры и игровое взаимодействие с детьми;
Адресат:
Система игр «Водичка-помощница» предназначена для коррекционной и развивающей работы психолога с детьми с особыми возможностями здоровья и нормой развития 3-7 лет и их родителями.
Педагог-психолог является ведущим, координирующим работу других участников. Он выбирает тему совместной деятельности, подбирает игры и другие необходимые пособия, оформляет помещение, при затруднении игроков интерпретирует правила игр, ситуаций. Психолог организует, направляет и корректирует сотрудничество взрослых и детей, помогает выбрать эмоционально верный тон, поощряет усилия обеих сторон.
Использование в работе педагога-психолога методики «Водичка-волшебница» помогает осуществлять переход к современным социоигровым технологиям, повысить статус детской игры в сознании родителей, расширяет возможности в работе с детьми и их семьями.
Форма проведения
- индивидуальная;
- групповая (совместная деятельность с детьми);
- групповая (совместная деятельность с детьми и их родителями).
Работа с играми из системы «Водичка-помощница» предполагает занятия как индивидуальные, так и групповые (с детьми – как часть психопрофилактического или коррекционного занятия; с детьми и родителями – как часть консультации, обучения взаимодействию).
Индивидуальные занятия проводятся в случаях необходимости оказать адресную поддержку и помощь ребенку. Коррекционная работа проводится с детьми:
- имеющими нарушения в эмоционально-волевой сфере (агрессивными, тревожными, имеющими большое количество страхов);
- конфликтными детьми, детьми с низким социометрическим статусом, имеющими проблемы в сфере общения;
- детьми с ОВЗ, которые в силу своего диагноза не могут самостоятельно передвигаться и перед тем, как интегрировать их в группу сверстников, необходима предварительная работа по развитию коммуникативных навыков и преодолению проблем эмоциональной сферы в поведении и общении.
Эти дети эмоционально лабильны, часто раздражительны, проявляют негативизм к воспитательным воздействиям, агрессивны, беспокойны.
На помощь таким детям и их родителям приходят игры под руководством педагога-психолога.
Игра преподносится ребенку как интересное времяпровождение, когда он может в процессе сочинения сказки побыть и злым персонажем, и героем, побеждающим страх, и самим собой, но уже избавившимся от страхов и неуверенности.
Цели индивидуальных коррекционных и развивающих занятий с детьми:
- создание условий для ощущения ребенком своей успешности;
- создание условий для выражения ребенком своих желаний, аффектов;
- содействие гармонизации развития личности ребенка, формированию его самостоятельности и уверенности в себе, активности, доброжелательного отношения к людям.
Цель индивидуальных занятий с детьми и их родителями:
- содействие гармонизации внутрисемейных отношений.
Игровые сеансы в процессе консультации помогают выявлять качества взаимодействия членов семьи, поддержки активной позиции родителей, формированию партнерских отношений между детьми, родителями и педагогом-психологом.
Цели групповой работы:
развитие эмоционально-личностной сферы;
формирование у детей коммуникативных навыков;
развитие навыков саморегуляции и самоконтроля;
профилактика расстройств личности.
Материалы:
- непромокаемый материал для пособий (клеенка, обивочный материал для блоков игровой комнаты и т.п.);
- ножницы;
- водостойкий маркер или набор цветных шариковых ручек;
- железная или пластиковая доска достаточно большого размера (примерно 1м 20 см на 70-100 см);
- стол для игр с песком и водой или хорошо закрепленные миски;
- большая ванна для воды;
- мячи каучуковые разных размеров (небольшие) и мячи пластмассовые четырех основных цветов;
- ложки, сачки, щипцы для сахара и пр. для того, чтобы вынимать шарики и мячики из воды;
- набор рыбок различной величины и удочки к ним;
- полотенца, тряпочки, передники.
- вырезанные из клеенки пособия (пиктограммы, дома, кошки, человечки, кораблики, деревья и пр.), которые ребенок мочит в воде, стряхивает капельки в миску и «наклеивает» на доску;
- пластилин различных цветов и мягкости;
- дощечки и картон для работы с пластилином.
Технология проведения игр
Игры с водой, песком или пластилином включаются в занятие как его основная часть. В зависимости от темы занятия, подбираются материалы. Так, например, если проводится игра для развития познавательных психических процессов, то выбираются геометрические фигуры различных цветов и форм. Психолог с помощью воды «наклеивает» фигуры на доску и задание готово. Дети, следуя словесной инструкции, выполняют задание, поочередно подходя к доске (мочат фигуру в воде, стряхивают над тазиком и «наклеивают» на доску).
Затем, в зависимости от цели занятия, психолог совместно с детьми сочиняет сказку по полученной картине; проводит игру «Найди ошибки» (дети ищут и исправляют ошибки, «отклеивая» неправильно прикрепленные фигуры и «наклеивая» нужные).
Примеры игр и заданий
1. Игра для детей с ОВЗ и интеллектуальной недостаточностью или для детей 4-5 лет с нормой интеллекта «Найди фигуре ее место»: на доске «приклеены» геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник), дети поочередно подходят к доске, выбирают на подносе указанную геометрическую фигуру и «наклеивают» под образцом (круг – под кругом, квадрат – под квадратом, и т.д.). Когда игра закончена, дети под руководством психолога ищут ошибки и исправляют их.
Пример выполнения задания на рисунке:
Подобным образом также проводятся игры «Найди свое место (по цвету, размеру»,
Для детей более старшего возраста игру «Найди свое место» проводим уже по двум признакам (по показу или словесной инструкции).
2. Игра «Найди и отметь нужное» для детей 5-7 лет с нормой интеллекта и легкой интеллектуальной недостаточностью.
Цель игры – развитие внимания и коммуникативных способностей. На рисунке представлен пример готового пособия. Задание: «Наклей кружочки в фигуры как показано в образце». Дети поочередно подходят к доске и заполняют таблицу. Затем проводится игра «Найди ошибку»
Задание в выполненном виде выглядит так:
3. Игра «Корректурная проба»
Выполнили задание, нашли ошибки и пометили их пиктограммами. Теперь приступаем к исправлению.
4. Игра «Сложи также». Пример задания для ребенка 4-6 лет с нормой интеллекта или лёгкой интеллектуальной недостаточностью.
5. Игра «Собери из частей»
6. Игра «Эмоциональные рыбки»
Цели: развитие способности к восприятию и дифференциации эмоций, развитие способности следовать словесной инструкции; внимания, мышления, мелкой моторики.
Игра предназначена для детей от 3 до 7 лет, а также для совместной деятельности детей и родителей.
Сюжет игры подбирается в зависимости от целей и состава группы играющих.
7. Игра «Подбери эмоцию котам».
Материалы: кошки в различных эмоциональных состояниях, домики, пиктограммы. Можно добавить деревья, цветы, машины, кораблики и т.п., если дети захотят продолжить игру.
Цели: аналогично игре № 6.
Предназначена для детей 3-7 лет. Целесообразно использовать эту игру в период адаптации к детскому саду после лета для сплочения группы.
Дети делают коллективную работу, а потом совместно с психологом сочиняют сказку.
Таким образом, методика «Водичка-помощница» направлена на развитие и социализацию детей, коррекцию и развитие познавательной и эмоциональной сфер воспитанников, повышение психологической культуры родителей, укрепление детско-родительских отношений.
- Баркан А.И. Практическая психология для родителей. М.: АСТ-ПРЕСС, 2011. 432 с.
- Гапаров А.И. Игротека. – СПб.: Союз, 2007. – 224с.
- Кочева Е. Программа работы психолога с детьми по оптимизации общения в детском саду// Школьный психолог, 2000. — № 25.
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 208 с.
Источник