Конспект занятия по экспериментальной деятельности детей 5–7 лет «Вода»
Алия Воробьева
Конспект занятия по экспериментальной деятельности детей 5–7 лет «Вода»
Конспект занятия по экспериментальной деятельности
Занятие № 64, дата 08.02.2021
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности
Группа дошкольного возраста, возраст от 5 до 7 лет.
Педагог: Воробьева Алия Наильевна
Тема занятия: ««Вода»
Задачи: Вода – самое удивительное вещество на Земле.
Дать детям знания о свойствах воды. Экспериментальным путем проверить плавучесть различных предметов. Развивать интерес к дальнейшим экспериментам»
1 Образовательная – продолжать расширять представление детей об объектах и явлениях неживой природы;
поощрять детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;
2 Развивающая: развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов;
Расширять словарный запас на основе формирующихся у детей представление.
3 Воспитывающая: воспитывать интерес и стремление к созидательному познанию окружающего мира, создать условия в рамках занятия для самостоятельной познавательной активности детей;
поддерживать стремление ребёнка активно вступать во взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
формировать равноправные, доброжелательные отношения между сверстниками.
Форма проведения занятия: комбинированное
Материал для занятия: глобус, стаканчики с водой и молоком, ложки – по числу детей, воронки, тряпочки, схемы, сок, масло, соль, сахар, фильтр, блюдце, колба, пробирка, бутылка, крахмал.
Ход занятия:
I Организационная часть.
Добрый день ребята, поскорее рассаживайтесь на свои места, нас с вами ждёт увлекательная работа.
II. Основная часть
Ход занятия:
Ребята, когда вы отгадаете загадку узнаете о чем мы сегодня будем говорить.
Я и туча, и туман,
И стеклянной быть могу. (Вода)
Послушайте, что еще говорят о воде.
На свете нет воды сильней,
На свете нет воды буйней.
В руках ее не удержать
И на коне не обогнать.
Почему так говорят?
(Предположения детей)
Посмотрите внимательно на глобус и скажите, какого цвета на глобусе больше? (Голубого) Что означает этот цвет? (Воду)
Подумайте и ответьте, где в природе можно встретить воду?
(Дети отвечают на вопрос, используя схему)
Нужна ли вода растениям, животным? Зачем?
Нужна ли вода человеку? Что он с ней делает?
Какая вода пригодна человеку для питья?
Подумайте и ответьте на вопрос: откуда берется вода в кране? (Предположения детей)
Мы каждый день пользуемся водой, а она всё течет и течёт, не кончается. В кран вода поступает из реки, залива, озера. Те капельки, которые вытекают из крана, проделали большой путь. Сначала они плавали в водоеме, потом человек направил их в трубы, по которым вода попала к нам в дом.
«Ходят капельки по кругу»
4 Закрепление изученного на занятии материала на практике.
Одеваем фартуки и нарукавники и преступаем к работе.
Проведение техники безопасности.
Опыт 1. Возьмите стакан с водой и отпейте из него. Какая вода на вкус? Возьмите стакан с соком и попробуйте. Какой вывод можно сделать?
Вывод: вода не имеет вкуса.
Опыт 2. Возьмите стакан с водой и понюхайте. Чем она пахнет?
Вывод: у воды нет запаха.
Опыт 3. Возьмите большой стакан с водой и перелейте из него воду в блюдце. Что произошло с водой? (Она приняла форму блюдца). Что будет, если перелить ее в бутылку, колбу, глубокую тарелку?
Вывод: вода принимает форму того сосуда, в котором она находится.
Опыт4.Перед вами два стакана: один – с водой, другой – с молоком. Возьмите чайные ложки и опустите их в стаканы. Что вы обнаружили? (В воде ложку видно, а в молоке – нет.)
Вывод: вода прозрачная.
Опыт 5. Возьмите стакан с водой и поместите в него одно из представленных веществ (соль, сахар, хорошо размешайте. Что произошло? (Они растворились.) возьмите соломинку и попробуйте воду на вкус. Какая вода? (Соленая, сладкая.) какие вещества растворили в воде?
Теперь капните в стакан с водой несколько капель масла, размешайте. Что произошло? (Масло плавает на поверхности.)
Вывод: вода одни вещества растворяет, а другие – нет.
Опыт 6. Очистка воды.
Как вы уже говорили, человеку нужна чистая вода. Как можно очистить воду? (Используя фильтр.)
Возьмите воронку, поместите туда тряпочку, а в другую воронку – промокательную бумагу. Возьмите стакан с растворенным в воде крахмалом и вылейте ее в приготовленные фильтры. Вода в каком фильтре очистилась лучше?
Вывод: воду лучше очистил фильтр из промокательной бумаги.
Посмотрите, у меня на столе стоит фильтр, который используется в быту. Давайте нальем в него воду и потом попробуем ее.
III. Заключительная часть.
Вода – одно из самых удивительных и необходимых веществ на планете. Какие свойства воды вы узнали на занятии? (Вода не имеет вкуса, запаха, она прозрачная, принимает форму того сосуда, в который ее налили, может растворять вещества, ее можно очистить с помощью фильтра.)
Конспект НОД по опытно — экспериментальной деятельности «Волшебница вода» в подготовительной группе Конспект НОД по опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: «Волшебница вода» Виды детской деятельности: познавательно.
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Куда делась вода?» Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе. Тема: «Куда делась вода?» Познавательное развитие Цель: расширять.
Конспект опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Вода, какая она?» Конспект игровой непосредственной образовательной ситуации опытно-экспериментальной деятельности 2 младшей группы на тему «Вода, какая она?».
Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебница вода» в подготовительной группе Цель: развитие творческой познавательно – исследовательской активности детей в процессе экспериментирования. 1. Образовательные задачи:.
Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Вода-волшебница» Цель: учить устанавливать причинно-следственные зависимости, развивать наблюдательность детей, умения сравнивать, анализировать, обобщать,.
Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Стекло и пластмасса» для детей с ОВЗ Образовательные области: «познавательное развитие», «речевое развитие», «коммуникативное развитие», «физическое развитие» Цель. Познакомить.
Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Такая чудесная вода» с элементами ТРИЗа в средней группе Цель: В ходе экспериментальной деятельности познакомить детей со свойствами и состояниями воды. Активизировать диалогическую речь, пополнять.
Источник
Занятие по экспериментированию с детьми старшего дошкольного возраста «Помощница вода»
Галина Недвига
Занятие по экспериментированию с детьми старшего дошкольного возраста «Помощница вода»
Цель: Развитие познавательно-исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста.
1. Образовательные. Познакомить детей со свойствами воды опытным путем. Учить фиксировать результаты игр-экспериментов в дневник наблюдений.
Показать разнообразие состояний воды в природе: жидком, твёрдом, газообразном.
2. Развивающие. Создать условия для формирования у детей практических и умственных действий. Развивать восприятие, память, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, выделять характерные существенные признаки и делать выводы в процессе организации экспериментальной деятельности.
3. Воспитательные. Воспитывать аккуратность, бережное отношение к воде.
Оборудование и материалы:
— демонстрационный: замороженные во льду бусинки, стакан с тёплой водой, ложка, блюдце, зеркало, термос с горячей водой, жидкое мыло, блюдо с водой и молоком для фокусов, кубик, шар; 4 цвета пищевого красителя, ватные палочки; презентации о воде, водопаде; вода, шампунь.
— раздаточный: подносы, штативы с пробирками — 4 шт., кисточка, краски, салфетки, шапочки; по 4 больших стакана на каждого ребёнка, по 1 маленькому стакану, блюдце; сахар, соль, речной песок, ложка; дневники наблюдений, карандаш.
Организационный момент «Приветствие»
Воспитатель. Посмотрите, у нас сегодня гости!
Давайте мы поздороваемся с нашими гостями и всем, что нас окружает.
Здравствуй небо (руки вверх)
Здравствуй земля (приседают,
Здравствуй воздух, (руки в стороны)
Здравствуй вода, (волнообразные движения кистей рук)
Здравствуйте мои друзья (руки в перед)
Воспитатель: Ребята, помогите разобраться, о чём идёт речь в этом стихотворении:
Подошла к ручью напиться.
Наклонилась, а вода-
Неподвижна и тверда.
Что же случилось с водой,
— она превратилась в лёд;
-наверное, это было зимой, и она замёрзла;
-вода превратилась в лёд от мороза.
Воспитатель: Сегодня я несла вам бусы, уронила их в воду. Дед Мороз заморозил их, и бусинки попали в плен. А как можно освободить бусинки из ледяного плена?
— можно погреть в руках, они тёплые, лёд и растает (хорошо
лёд растает, и бусинки освободятся; плохо- руки замёрзнут);
— можно отогреть в варежках (хорошо — лёд тоже растает и бусинки освободятся; плохо — варежки намокнут);
— можно положить на батарею (долго ждать придётся);
— можно положить в тёплую воду, там лёд растает
Воспитатель: Ребята, давайте проверим некоторые ваши высказывания.
Саша, поставь блюдце с бусинкой на батарею.
Я погрею бусинку в руках.
Маша, опусти бусинку в стакан с теплой водой.
Что случилось с ледяным кубиком, опущенным в тёплую воду?
Посмотрите, что произошло с льдинкой в моих руках?
Дети : Она растаяла.
Воспитатель. Я своим теплом освободила бусинку из плена, но мои руки замёрзли.
Проверим, какие изменения произошли с зелёной бусинкой?
Дети. Она ещё не растаяла.
Воспитатель. Вернёмся к ней попозже. А сейчас поговорим о воде.
• Презентация «Вода»
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, море, океане
И водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
Без воды нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить –
Без воды нам не прожить!
Воспитатель: Как вы думаете, для чего нужна вода?
Дети. Люди пьют воду, варят суп, моют грязные овощи и фрукты. Каждый день люди умываются, моют посуду, стирают бельё; поливают цветы, чтобы не засохли. Вода нужна рыбам.
Воспитатель: А теперь для вас игра
•Игра «Я начну, а вы продолжите»
Вода, которая бежит из крана называется -водопроводная.
В колодце вода.? (колодезная).
В море вода…? (морская).
В реке вода ….? (речная).
В роднике вода? (родниковая).
В болоте вода.? (болотная).
Воспитатель. Какой сказочный персонаж живёт в болоте? А хотите заглянуть в гости к моему знакомому Водяному.
• Просмотр мультфильма «Летучий голландец» (фрагмент исполнения песни Водяного)
Воспитатель. Почему Водяной грустный? Да, одному, без друзей жить очень плохо. Что же делать?
Дети. Нужно подружиться с Водяным.
Водяной. Я очень рад быть вашим другом. Знаю, что вас интересует вода, поэтому приглашаю вас в мою лабораторию, в которой познакомитесь с её свойствами.
Воспитатель. Дети, вы согласны? Тогда надевайте фартуки и шапочки.
Но сначала повторим правила безопасного поведения при экспериментировании:
Правило №1. Сначала посмотри, потом повтори.
Правило №2. Соблюдай тишину, не мешай другим.
Правило №3. Не пробуй ничего на вкус.
Правило №4. Поработал — убери всё на место.
Правило №5. Будь внимателен и аккуратен.
Воспитатель. Занимайте свои рабочие места. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе.
Дети садятся за столы.
Воспитатель. Скажите, какого цвета вода? (прозрачная)
А может ли вода менять цвет? Давайте разберёмся.
• Опыт 1. «Вода может изменять цвет».
У вас в штативе стоят 2 пробирки с водой. Наберите кисточкой краску и опустите её в первую пробирку. Что произошло с водой? (Изменила цвет) Может это случайность. Повторим опыт с другой краской.
Вывод: вода имеет свойство изменять свой цвет.
Воспитатель. Зафиксируйте это свойство воды на 2-ой странице дневника наблюдений.
Воспитатель тоже фиксирует результат на магнитной доске.
Воспитатель. Продолжим наше знакомство со свойствами воды.
Воспитатель. Дети, что у меня в руках? (кубик и шарик)
Воспитатель. Какой формы эти шар? Куб?
А имеет ли форму вода?
Проведём эксперимент и узнаем какой формы вода?
• Опыт №2: «Какой формы вода?»
Возьмите большой стакан с водой и перелейте воду в маленький стаканчик. Какую форму приняла вода?
Перелейте воду из маленького стакана в тарелку. Какую форму приняла вода?
Воспитатель. Какой из этого можно сделать вывод?
Дети. Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится.
Воспитатель. Зафиксируйте это свойство воды на 3-ой странице дневника наблюдений.
Воспитатель тоже фиксирует результат на магнитной доске.
Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки.)
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево поворот,
А потом наоборот. (Повороты корпусом.)
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись! (Приседания.)
И в последний раз присели,
А теперь на место сели.
Воспитатель. Продолжим наши исследования.
Сегодня мы познакомимся ещёс одним свойством воды: «Вода может растворять некоторые вещества».
• Опыт № 3 «Вода растворитель?»
Воспитатель. Посмотрите, какие вещества я приготовила. Как вы думаете, что из этих веществ растворяются в воде? Какие не растворяются? Давайте проверим.
Положите в первый стакан кусок сахара. Размешайте. Что произошло с сахаром?
Добавьте ложку соли во второй стакан. Размешайте. Что произошло?
В третий стакан добавьте ложку речного песка. Размешайте. Что происходит?
Назовите вещества, которые растворились в воде? (сахар, соль)
А что не растворилось? (речной песок)
Воспитатель. Зафиксируйте это свойство воды на 4-ой странице дневника наблюдений.
Воспитатель тоже фиксирует результат на магнитной доске.
Воспитатель. Саша, принеси с батареи блюдце с бусинкой. Бусинка освободилась из ледяного плена? Что случилось со льдом? (Льдинка — растаяла). Значит, вода может быть твёрдой, только в виде льда.
Ребёнок показывает блюдце с водой детям.
Воспитатель. Ребята, вы уже знаете, что вода бывает холодной, теплой, а еще вода может быть горячей. Сильно горячая вода называется — кипяток. Скажите, почему детям нельзя играть с кипятком?
Поэтому этот опыт я проведу сама.
•Опыт № 4 «Вода в газообразном состоянии»
Воспитатель. Утром я налила кипяток в термос. (Воспитатель открывает термос и показывает детям пар.)
Воспитатель. Посмотрите, что выходит из него? Интересно, что такое пар? Из чего он состоит?
Давайте, я аккуратно поймаю его на зеркальце. Посмотрите, что случилось с зеркалом? (Оно запотело).
Теперь мы сможем увидеть, что такое пар. (Воспитатель демонстрирует детям зеркало с капельками воды).
Воспитатель. А сейчас Марина вытрет зеркало салфеткой. Она стала мокрой. Значит пар — это тоже вода.
Отметим на 5-й странице дневника наблюдений в каком состоянии встречается вода в природе.
Воспитатель фиксирует результат на магнитной доске.
Воспитатель. Приведите в порядок рабочее место и выходите ко мне. Снимайте фартуки и шапочки.
Воспитатель: У Водяного есть водопад и он с удовольствием нам его покажет. Давайте немного отдохнём.
•Релаксация «У водопада» (звучание воды)
Вы у водопада. Чудесный день, голубое небо, теплое солнце. Горный воздух свеж и приятен. Вам дышится легко и свободно. Но водопад наш необычен, вместо воды в нем мягкий белый свет. Представьте себе, что вы стоите под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове, затем по лицу, по шее. Белый свет течет по вашим плечам. Нежный свет помогает им стать мягкими и расслабленными, течет дальше по груди, по животу. Свет гладит ваши руки, пальчики. Свет течет и по ногам, и вы чувствуете, как тело становится мягче, и вы расслабляетесь.
Этот удивительный водопад из белого света струится по вашему телу. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и с каждым вдохом всё сильнее расслабляетесь.
А теперь на счет «три» откроем глазки. Волшебный белый свет наполнил вас силой и энергией. (Пауза 2 минуты.)
Воспитатель: Иногда воду называют волшебницей. И сейчас я покажу вам фокусы.
•Фокус №1 «Волшебная палочка»
Воспитатель: В воду я добавила молоко. Даю ему немного постоять. Теперь капаю пищевой краситель. Ватную палочку окунаю в жидкое мыло и касаемся красителя в центре. Что происходит? Вот Вам и волшебная ватная палочка! Посмотрите, как волшебница-вода играет с красками.
•Фокус №2 «Чудо — пузыри»
Воспитатель : Налейте в флакончик немного воды, добавьте шампунь. Закройте и немного потрясите его. Подуйте в колечко. Покажите, что у Вас получилось? (Мыльные пузыри)
Вставайте, ребята, ловите пузыри.
Воспитатель: На память о нашей встрече я дарю вам мыльные пузыри.
«Яркий лоскуток». Занятие с детьми старшего дошкольного возраста Программное содержание: — рассказать детям о традиционных видах женского рукоделия, известных на Руси с давних времён; — продолжить знакомство.
«Люблю берёзку русскую». Занятие с детьми среднего и старшего дошкольного возраста Программное содержание: — рассказать детям о берёзе и обратить внимание на её красоту; — закрепить умение различать и изображать конкретное.
Доминантное занятие по игроритмике с детьми старшего дошкольного возраста «Танцевальное путешествие» Доминантное занятие по игроритмике с детьми старшего дошкольного возраста «Танцевальное путешествие».Цель: развивать у детей чувство ритма.
Конспект НОД «Какой бывает вода?» с детьми старшего дошкольного возраста Цель. Развитие познавательной активности ребёнка в процессе экспериментирования с водой. Задачи. • Закреплять у детей умение использовать.
Конспект НОД по экспериментированию «Невидимка-воздух» для старшего дошкольного возраста Интеграция: Познание, коммуникация, художественное творчество, здоровье. Задачи: Образовательные: — подвести к пониманию того, что воздух.
Открытое занятие в подготовительной группе по экспериментированию «Волшебница вода» Тема: «Волшебница вода» Цель: Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воде; активизировать.
Занятие по лего-конструированию «Самолет» с детьми старшего дошкольного возраста Образовательная деятельность: конструирование Цель: развитие конструктивной деятельности детей, формирование предпосылок инженерного мышления.
Источник