- Заполнение пожарной автоцистерны водой
- Правила установки АЦ (автоцистерны) на гидрант, открытый водоем, артезианскую скважину
- Как установить АЦ на водоисточник
- Норматив установки АЦ на гидрант
- Норматив установки АЦ на водоем
- Схема установки АЦ на водоисточник
- Требования к подъезду пожарных машин к гидрантам и водоемам
- Как пожарная машина подключается к гидранту
- Как производится забор воды из водоема
- Техника безопасности при установке автоцистерны
- Способы заполнения автоцистерны водой
Заполнение пожарной автоцистерны водой
Заполнение цистерны АЦ-3,2-40/4(43253) от гидранта в режиме автоматического регулирования уровня воды
— Подключить напорные и напорно-всасывающие рукава к всасывающему разъему (J30).
— Плавно открыть вентили пожарной колонки. -Нажать выключатель (8329-подача):
• — на дисплее (N7) появляется изображение (130).
-Открыть клапан наполнения цистерны водой (J29):
• -Нажать выключатель (SFl-заполнение цистерны в автоматическом режиме):
В действие вступает следующая программа:
• Если уровень воды в цистерне для воды составляет менее 70%, открывается клапан (J29) в линии подпитки.
• Если цистерна для воды заполнена на (95%), регулятор уровня наполнения закрывает клапан (J29) наполнение цистерны водой прекращается.
• Если уровень воды опускается до70% по причине её расходования, клапан наполнения цистерны (J29) автоматически открывается -цистерна наполняется снова.
— Для полного заполнения цистерны см. п.6.9
«Заполнение цистерны водой в ручном режиме».
-После наполнения цистерны (для выхода из данного режима) повторно нажать выключатель (8F1).
• Посредством нажатия на выключатель (8329) заново вызвать изображение (132) в случае его исчезновения с экрана дисплея.
Клапан наполнения цистерны (J29) не откроется, пока не будет закрыт клапан подачи воды во всасывающую линию от постороннего водоисточника (J14).
Порядок отсоединения напорных и напорно-всасывающих рукавов от пожарной колонки:
— Закрыть вентили пожарной колонки.
— Сбросить давление из напорных и напорно-всасывающих рукавов посредством кратковременного открытия клапана наполнения цистерны (J29):
• Нажать выключатель (S329 — подача): на дисплее (N7) появляется изображение (133).
• Держать нажатым выключатель (SF4-заполнение цистерны в ручном режиме) до тех пор, пока давление в цистерне (насосе) не понизится.
-Отсоединить рукава от разъемов (J30), установить заглушки.
ВИМАНИЕ!
Максимальный уровень давления на входе в пожарный насос при заборе воды от гидранта или автоцистерны не должен превышать 8 кг/см , при расходе не более 60л/сек.
В случае избыточного заполнения (при шунтировании регулятора уровня) необходимо ограничить объём подпитки до макс. 33,3л/с при 5 кг/см2.
В случае полнообъемного (избыточного)
заполнения цистерны водой с высоким уровнем давления или при большом объёме воды подаваемой в цистерну могут возникнуть повреждения.
Нельзя производить изменения входных линий
Перед подключением напорных рукавов к колонке необходимо ее открыть и сливать воду до поступления более «чистой» воды.
Источник
Правила установки АЦ (автоцистерны) на гидрант, открытый водоем, артезианскую скважину
Установка пожарного автомобиля на водоисточник (гидрант или водоем) производится для подачи огнетушащих веществ пожарным насосом (ПН) машины.
Подавать тушащее вещество (воду) из источников на рукавные линии, доставляющие ее к месту возгорания, – основная задача пожарной техники. Правильное закрепление на точке забора является первым по важности действием.
Как установить АЦ на водоисточник
Установка автоцистерны на гидрант или открытый водоем осуществляется в рамках боевого или учебного применения. Источники по теме:
- учебники по пожарно-строевой подготовке, например, автор Бушмин В. А.;
материалы ПСП и ТСП для ФПС:
- Методические рекомендации;
Подача ОТВ производится из емкости автоцистерны или подключением машины:
Норматив установки АЦ на гидрант
Время фиксируется по моменту окончания: КП навернута до упора, ПР всасывающего типа подключены к ПГ, в скобках – время до момента пуска забор воды из гидранта:
период в сек. для стандартной схемы
Указан диапазон значений при отработке нормативов, так как временные отрезки отличаются для разных пожарных машин (на шасси КамАЗ, ЗИЛ, УРАЛ, иностранного производства).
Норматив установки АЦ на водоем
Время фиксируется по моменту – всасывающая линия проложена, веревка ВС закреплена:
время в сек. для схемы с 2 всасывающими рукавами по 4 м
Схема установки АЦ на водоисточник
Визуализация подключения автоцистерн есть в нормативах по ПСП и ТСП, для ФПС. Стандартные варианты такие:
Подключение к гидранту с 2 всасывающими ПР.
У водоема с линией из 2 всасывающих шлангов по 4 м или из 4 по 2 м.
На площадке (на пирсе), на 1 ств.
К водоему или ПГ, на 1 брандспойт от одной магистрали.
На 2 рабочие линии от 2 магистралей.
1 брандспойт от 1 магистрали в окно 3 эт.
Требования к подъезду пожарных машин к гидрантам и водоемам
В процессе организации заправки автомобилей водой из открытых водоемов или гидрантов надо соблюдать правила подъезда:
- удобное положение, чтобы не возникало препятствий для прибывающих средств, прокладки рукавных линий;
расстояние от машины до водоисточника: 3 – 3,5 м;
включение «ручника», а также на проезжем сегменте дороги – «аварийки»;
После подъезда коробку передач ставят на «нейтралку», выставляют упоры, двигатель переключают на насосный режим.
Как пожарная машина подключается к гидранту
Есть два этапа при подсоединении автоцистерны к ПГ:
Подключение оснащения АЦ стандартно производится шофером и одним из бойцов.
- «Колонку – ставь!»: боец открывает отсек, извлекает КП, помещает на предплечье, другой рукой берет крюк. Переносит оснащение к точке забора.
Кладет КП, крюком, зацепив за ушко, отбрасывает крышку колодца.
Становится на колено, освобождает колпак стояка ПГ.
Держа КП за напорные патрубки, фиксирует на стояк: квадратный наконечник гидранта входит в гнездо рукояти-ключа.
Вращает колонку по ч. с. до упора (5 – 6 полуоб.).
Держа рукоять КП, откручивает ее против ч. с. до отказа (18 – 20 полуоб.) Вода начинает заполнять устройство на пятом или шестом полуоб.
Следующий этап: «Воду – дать!» – подача от КП во всасывающую магистраль и помпу автоцистерны. Пожарный вращает вентили напорных выходов справа налево до отказа (15 – 16 полуоб.).
После завершения: «Воду – остановить!» вентилями запирают напорные патрубки.
«Отбой!» или «КП – убрать!» – поворот рукояти слева направо (закрытие ПГ). Пожарный отворачивает устройство, держа за патрубки, вращая справа налево.
КП укладывают, затем на стояк помещают колпачок, фиксируют люк на колодце.
Подключение ПГ к помпе автоцистерны производится через рукав после насаживания колонки (КП). Порядок установки на гидрант (водитель – N 1, пожарный – N 2):
- «Автоцистерну на ПГ (командир называет способ подключения, номер точки забора) – ставь!».
Первая схема : на 1 всасывающий (ВПР) и напорно-всасывающий (НВПР) шланг (комбинация разрешена, если не известно давление, но пуск сначала осуществляется через НВПР).
- N 1 снимает с всасывающего конца ПН заглушку, извлекает и подключает водосборник (ВС), берет 4-метровый НВПР, развертывает его к ПГ, подключает к ВС.
Одновременно N 2 подготавливает ПГ и насаживает КП (пожарную колонку) на гидрант.
Двое извлекают из пенала ВПР, N 1 подсоединяет его головку к ВС, N 2 подключает концы рукавов к КП.
«Воду под давлением … МПа – подать!»: N 1 включает насос, плавно открывает сначала один, потом другой вентиль, постепенно повышает МПа.
Завершение: «Воду – остановить!» – водитель плавно останавливает насос, выключает его, закрывает патрубок. При паузе вентиль закрывают, но двигатель не выключают – переводят на малую мощность.
Вторая схема : на два НВПР. Меняются лишь виды шлангов. Этот способ применяют, когда в ПГ до 0,3 МПа (3 кгс/см²).
Если точка забора удалена и невозможно к ней подъехать, создают линию не только из нескольких 4-метровых всасывающих ПР, но и из напорных шлангов Ø77 мм на 20 м.
Как производится забор воды из водоема
Забор автоцистерной из открытого источника осуществляют 2 чел. (водитель – N 1 и пожарный – N 2). Пример для линии из двух ПР:
- «Автоцистерну на водоем (какой, кол. шлангов) – ставь!».
Двое вытягивают из пеналов последовательно всасывающие ПР, кладут их: один у ПН, второй – за первым к точке забора.
N 1 открывает отсек помпы, отворачивает заглушку.
N 2 извлекает всасывающую сетку (СВ) кладет ее около водоема.
N 1 подключает первый шланг к помпе, N 2 поднимает второй рукав, зажимает его между коленей, наворачивает СВ.
Двое соединяют ПР между собой, завинчивая ключами соединительные головки.
N 2 опускает конец, держа за разгрузочную веревку, в точку забора с полным погружением (не менее 30 см), крепит шнур за любую прочную конструкцию, машину или рукав.
Более сложная процедура установки с гидроэлеваторами (подробнее в Методических рекомендациях по ПСП, п. 11.2.1.4), метод применяется, когда:
- вода ниже оси ПН до 20 м (артезианская скважина) или ее слой 50 – 100 мм;
Применяют 1 или 2 гидроэлеватора (ГЭ). Машина в этом случае может служить промежуточным резервуаром, а также может потребоваться один шланг опустить в цистерну. Возможные схемы:
- ПН – гидроэлеватор – АЦ;
ПН – ГЭ – цистерна – ПН;
Техника безопасности при установке автоцистерны
Правила безопасности при боевом развертывании с подачей воды:
- сбор и выезд по строго установленному порядку;
на месте развертывания включают стояночный тормоз и «нейтралку;
все действия делаются по команде;
запрещено:
- начинать развертывания при неостановленной (двигающейся) автоцистерне;
освещать открытым огнем, спускаться в колодцы без защиты и спасательной веревки;
люк гидранта открывается крюком, надо следить, чтобы крышка не придавила ноги;
Источник
Способы заполнения автоцистерны водой
Заполнение насоса водой из цистерны перед подачей ее в рукавную линию можно осуществлять различными способами. Для обеспечения заполнения насоса водой необходимо, чтобы заглушка на всасывающем трубопроводе была плотно завернута. Закрыты все вентили, клапаны и краны в водопенных коммуникациях.
Подача воды из цистерны. По прибытии ПА на пожар необходимо подать первый ствол. Это сокращает время развертывания, позволяет быстро начать тушение пожара. Основная задача водителя при этом заключается
в заполнении насоса водой и подаче ее в напорную линию со стволом.
Последовательность выполнения работ рассмотрим на примере фрагмента (рис. 9.12) водопенных коммуникаций.
|
Рис. 9.12. Подача воды из цистерны:
1 – всасывающий патрубок; 2 – насос; 3 – напорная задвижка; 4 – рукавная линия;
5 – вакуумный клапан; 6 – клапан на коллекторе; 7 – цистерна; 8 – вентиль
Для подачи первого ствола необходимо:
– присоединить рукавную линию 4 стволом к напорному патрубку
с напорной задвижкой 3;
– открыть вакуумный клапан 5 для выхода воздуха из центробежного насоса при его заполнении водой;
– включить подсвет вакуумного клапана;
– открыть вентиль 8 на трубопроводе, соединяющем цистерну 7
со всасывающим патрубком 1 насоса 2;
– через смотровой глазок вакуумного клапана следить за заполнением насоса водой;
– при появлении воды в вакуумном клапане закрыть его.
После заполнения насоса водой следует:
– включить сцепление рычагом из насосного отделения (при среднем расположении насоса – педалью сцепления, расположенной в кабине водителя);
– создав насосом заданный напор, открыть задвижку 3 на напорном трубопроводе;
– поддерживать требуемый напор изменением частоты вращения вала двигателя.
Подача воды пожарным насосом из открытого водоема. Подготовка к подаче воды производится в такой последовательности (рис. 9.13):
– извлекают из пеналов всасывающие рукава, соединяют их друг с другом и подсоединяют всасывающую сетку;
– снимают заглушку со всасывающего патрубка 1 и подсоединяют
к нему всасывающие рукава 6 с сеткой;
– опускают всасывающие рукава
в водоем; при этом глубина всасывания Нs не должна превышать 7,5 м, а глубина погружения всасывающей сетки должна быть больше 300 мм;
– открывают вакуумный клапан 5;
– включают газоструйный вакуум-аппарат и плавно увеличивают частоту вращения вала двигателя;
– при появлении в вакуумном клапане воды закрывают его и выключают газоструйный вакуумный аппарат;
– включают сцепление и плавно увеличивают частоту вращения вала насоса;
– создав требуемый напор, плавно открывают напорную задвижку 3, вода поступает в рукавную линию 4.
При наличии на АЦ дополнительной системы охлаждения необходимо в летнее время включать ее в работу, открыв оба крана на пожарном насосе.
При работе пожарных насосов с открытых водоемов возможны отказы в заборе воды. Основными их причинами являются: недостаточная частота вращения вала двигателя при включении газоструйного вакуумного аппарата; преждевременное, до закрытия вакуумного аппарата, снижение частоты вращения вала двигателя; большая частота вращения вала насоса и развиваемый напор при открытии напорных задвижек.
При отказе в работе вакуумного аппарата заполнение пожарного насоса можно осуществить так же, как при заборе воды из цистерны (см. рис. 9.12).
Подача воды от водопроводной сети. Подача воды от водопроводной сети – самый распространенный способ при тушении пожаров в городах, промышленных предприятиях и т. д. В этих случаях АЦ или НРА следует устанавливать всасывающими патрубками как можно ближе к колодцу гидранта водопроводной сети.
Для забора воды от водопроводной сети необходимо собрать напорно-всасываю-щую линию, как показано на рис. 9.14, затем следует:
– открыть вакуумный клапан 5 для выпуска воды из насоса;
– заполнить водой насос;
– закрыть вакуумный клапан 5;
– включить пожарный насос и, следя
за режимом его работы, плавно открыть напорную задвижку 3, вода поступит в рукавную линию 4.
Подача воздушно-механической пены. Воздушно-механическая пена применяется для тушения легковоспламеняющихся жидкостей.
Подача пенообразователя из бака, а воды из цистерны. Рассмотрим последовательность выполнения работы по схеме рис. 9.15.
|
Рис. 9.15 Подача раствора пенообразователя в рукавную линию:
1 – напорная задвижка; 2 – рукавная линия; 3 – вентиль; 4 – пеносмеситель;
5 – трубопровод от коллектора насоса к пеносмесителю; 6 – тройник; 7 – кран;
8 – пенобак; 9 – вентиль; 10 – лафетный ствол; 11 – вентиль
К напорному патрубку с задвижкой 1 подсоединяют рукавную линию 2 с ГПС, а затем следует:
– открыть вакуумный кран или приоткрыть задвижку 1 для выхода воздуха из насоса;
– открыть вентиль 3 на трубопроводе из цистерны в насос;
– заполнить насос водой, включить его в работу и создать напор
70–80 м;
– установить стрелку крана-дозатора пеносмесителя 4 на деление шкалы, соответствующее подаче присоединенных ГПС;
– открыть пробковый кран на пеносмесителе 4 и кран 7 от пенобака 8 к пеносмесителю 4;
– поддерживать режим работы таким, чтобы у ГПС напор был не менее 40–60 м.
Подача пенообразователя из пенобака, а воды из водоема или водопроводной сети. В этом случае выполняются все операции по заполнению насоса водой из открытого водоисточника или водопровода.
При работе от пожарной колонки, установленной на гидрант водопровода, напор во всасывающем патрубке не должен превышать 25 м. Регулирование его производят при работающем насосе и открытом вентиле 3, изменяя положения вентилей пожарной колонки.
Для подачи к ГПС выполняют операции, как было указано выше.
Подача пенообразователя к пеносмесителю от посторонней емкости. Запас пенообразователя в пенобаках невелик, поэтому при тушении пожаров возникает необходимость использовать бочки с пенообразователем.
Для подачи в систему пенообразователя необходимо снять колпачок
с тройника 6 и подсоединить к нему шланг. Второй его конец опускают
в емкость с пенообразователем.
Для работы системы выполняются все операции, изложенные ранее.
Работа стационарным лафетным стволом. Подача воды или пены стационарным лафетным стволом 10 может производиться как при движении пожарного автомобиля, так и при установке его на боевой позиции. Управление лафетным стволом может осуществляться или вручную, или
с помощью пневматического или гидравлического привода (при их наличии).
Подача воды или пены стационарным лафетным стволом при движении автомобиля производится на первой или второй передаче коробки скоростей основной трансмиссии.
Подготовка к подаче пенообразователя к лафетному стволу производится так же, как и его подача к ГПС. Для подвода пенообразователя к лафетному стволу необходимо открыть вентиль (кран) 11.
Промывка системы подачи пенообразователя.После тушения пожара пеной система подачи пены, насос, стволы и пеногенераторы необходимо промыть водой.
В случае, когда на АЦ имеется промывочный трубопровод от цистерны, необходимо открыть вентиль 9 (см. рис. 9.15). При рабочем насосе вода из цистерны поступит к этому вентилю (показано стрелкой), а затем
в систему подачи пены, как и при подаче пенообразователя. При отсутствии в схеме водопенных коммуникаций трубопровода с вентилем к тройнику 6 подсоединяют подачу воды из внешнего источника.
После подачи пены лафетным стволом промывка осуществляется при открытом вентиле 11, а при подаче к ГПС – при открытой напорной
задвижке 1.
Подача воды из водоема с помощью гидроэлеватора. Забор воды из открытых водоисточников с помощью гидроэлеватора происходит в трех случаях, когда:
– уровень воды в водоеме ниже уровня насоса по вертикали более 7 м;
– водоем удален от пожарного автомобиля по горизонтали на расстояние до 100 м;
– толщина слоя воды в водоеме 5–10 см.
Кроме того, гидроэлеваторы используются для откачки воды из
подвалов, из различных объектов на пожарах.
Забор воды автоцистерной из открытых водоисточников осуществляется при помощи одного или нескольких гидроэлеваторов, включаемых по различным схемам.
|
Рис. 9.16. Схема подачи воды гидроэлеватором:
1 – рукавная линия; 2 – цистерна; 3 – напорный рукав 77 мм; 4 – гидроэлеватор;
5 – напорный рукав 66 мм
Схема, при которой в рукавную линию 1 подается небольшое количество воды, представлена на рис. 9.16. Для подачи воды необходимо:
– выжав сцепление, включить коробку отбора мощности и отпустить педаль сцепления;
– выключить сцепление рычагом из насосного отсека;
– открыть напорную задвижку а на насосе (к гидроэлеватору), через нее выйдет воздух из насоса;
– открыть задвижку б на трубопроводе из цистерны;
– включить сцепление и увеличить частоту вращения вала насоса
до 2 000 об/мин;
– при поступлении воды из напорного рукава 3 в цистерну 2 открыть задвижку б на напорном коллекторе насоса (к стволу в рукавной линии 1);
– установить напор на насосе в пределах 70–80 м.
При подаче воды необходимо следить за ее уровнем в цистерне.
Он регулируется задвижкой на напорном коллекторе насоса и частотой вращения вала насоса.
В случае, когда необходимо подавать воду через два ствола (расход до 10 л/с), к всасывающему патрубку насоса подсоединяют водосборник. На один его патрубок устанавливают заглушку, а шарнирным клапаном перекрывают патрубок, к которому будет присоединяться напорный рукав от гидроэлеватора.
Запуск насоса осуществляют так, как указано выше, но вакуумный кран должен быть открыт для выхода воздуха. После запуска такой системы следует закрыть задвижку из цистерны и затем подать воду к стволам.
Перекачка воды автоцистернами и насосно-рукавными автомобилями. В районах с большими расстояниями до водоисточников или при неисправных пожарных водопроводных системах возникает необходимость подавать воду по рукавным линиям. В этом случае потери напора в них могут превышать энергетические возможности двигателя и пожарного насоса АЦ или АНР. Поэтому следует использовать АЦ или АНР как перекачивающие станции.
Перекачка воды может осуществляться двумя способами. По первому из них вода из насоса одной АЦ подается в насос второй, как показано
на рис. 9.17, а. По второму способу каждая из последующих АЦ используется как промежуточная емкость, то есть вода подается в цистерну
(рис. 9.17, б).
Первый способ является более сложным. При его применении необходимо согласовывать работу насосов обеих АЦ. Кроме того, требуется поддерживать избыточное давление (не менее 100 кПа) перед последующим насосом. Если эти условия не соблюдаются, то не исключается срыв работы системы.
Рис. 9.17. Схема включения пожарных автомобилей по перекачке воды:
а – из насоса в насос; б – из насоса в цистерну
Второй способ не требует какого-либо согласования режимов работы насосов. Контроль за работой системы осуществляется по уровню воды
в цистерне, заполняемой водой. Этот способ и более экономичен, так как нет необходимости ограничивать давление перед цистерной. Поэтому расстояние между АЦ может быть бо́льшим, чем в первом случае.
В обоих методах перекачку воды можно осуществлять по двум параллельным рукавным линиям. В этом случае расстояние между АЦ может значительно увеличиться, особенно при использовании первого способа.
После прокладки рукавных линий возможно большего диаметра по первому способу (для уменьшения гидравлических сопротивлений по их длине) включение в работу системы выполняют в такой последовательности:
1. Включают пожарный насос АЦ у водоисточника и подают воду во второй насос, который должен быть подготовлен к работе, но сцепление выключено.
2. При поступлении воды ко второму пожарному насосу включают его сцепление и плавно открывают задвижки напорных патрубков. Требуемый напор у насоса регулируется изменением частоты вращения вала пожарного насоса.
3. При перекачке воды по второму способу пожарный насос второго пожарного автомобиля включают после заполнения цистерны водой.
4. Уровень воды в цистерне регулируется увеличением подачи первого или уменьшением подачи второго насоса. Это осуществляется изменением частоты вращения валов пожарных насосов.
Источник