Заполнить схему вода земли

Приложение к уроку «Вода на Земле»

Название презентации: «Вода на Земле».

Автор: Головенко В.М., Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Вареновская средняя общеобразовательная школа

Предмет: География

Межпредметные связи: химия, биология, физика.

Класс: 1

Форма проведения урока: беседа, демонстрация.

Тип урока: Изучение нового материала

Время проведения: 1 академический час (45 минут).

Презентация предназначена для изучения в курсе географии темы: «Мировой океан – часть гидросферы» раздела «Вода на Земле». Приложение к уроку содержит учебную информацию в доступном, популяризованном для освоения учащимися виде. Презентация содержит много наглядной информации, тем самым помогает учителю раскрыть тему урока полностью, не используя при этом дополнительного дидактического материала.

Образовательные цели:

1. Познакомить учащихся с понятием гидросфера, Мировой океан, мировой круговорот воды;

2. Познакомить учащихся с составом гидросферы;

3. Научить описывать мировой круговорот воды, называя процессы и оболочки Земли;

4. Приводить примеры значения воды для жизни на Земле и для человека.

Обобщить и систематизировать знания учащихся о воде на Земле.

Развивающие цели:

1. Развить творческие способности у учащихся в ходе выполнения самостоятельных творческих заданий;

2. Развить навыки использования информации при заполнении таблиц данных;

3. Развить навык ведения научной полемики.

Воспитательные цели:

Развить умение вести индивидуальную, групповую, межгрупповую дискуссию, самостоятельно анализировать информацию;

Формирование чувства коллективизма и взаимопомощи, ответственности каждого за конечные результаты.

Материалы и оборудование:

Персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, задания, тесты.

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Вареновская средняя общеобразовательная школа

Приложение к уроку географии

Тема: «Вода на Земле»

Головенко Виктория Михайловна

Цель и задачи урока

  • Научиться по памяти давать определение понятийгидросфера,Мировой океан и мировой круговорот воды.
  • Заполнить схему «Состав гидросферы»
  • Уметь описывать мировой круговорот воды, называя процессы и оболочки Земли.
  • Приводить примеры значения воды для жизни на Земле и для человека.

Сколько воды на Земле?

Вода покрывает более 71% поверхности Земли. Поэтому иногда говорят, что нашу планету правильнее было бы назвать не Землей, а Океаном!

Такой видят космонавты Землю из космоса. Голубым цветом изображены моря, океаны, реки нашей планеты

Какие свойства воды Вам уже известны ?

  • Прозрачная
  • Не имеет запаха
  • Бесцветная
  • Не имеет вкуса
  • Растворитель
  • Обладает текучестью

Вода – вещество без цвета, запаха и вкуса. Вода — самая загадочная жидкость на Земле!?

Три состояния воды

Вода переходит в газообразное состояние при 100°С, а замерзает при 0°С

  • Ливень, дождь, капелька, ручеёк, роса – это водавжидком состоянии
  • Туман, пар, облако – это вода

  • Снег, град, иней, лёд – это вода втвёрдом состоянии

Уникальные свойства воды:

  • Вода – единственное вещество, существующее в природных условиях Земли в трёх агрегатных состояниях: лёд, вода и пар.
  • Вода – единственное вещество, плотность которого повышается с понижением температуры лишь до +4°С, а затем понижается (т.е. при температуре +4°С вода самая «тяжёлая»; опускаясь на дно рек, озёр, она препятствует их промерзанию до дна и позволяет их обитателям дожить до весны).
  • Вода – самое теплоёмкое вещество (для нагревания 1 л воды на 1°С требуется в десятки раз больше энергии, чем для других веществ).

Она входит в состав любого

Есть живые организмы, содержащие ещё больше воды, например:

Человек умирает, если потеряет всего 12% влаги своего организма.

Две трети массы тела взрослого человека составляет вода, а у новорождённых ещё больше – до ¾.

Гидросфера — водная оболочка Земли( от греч. «вода» и «шар»).

Гидросфера возникла на ранних этапах формировании Земли, как и атмосфера, повлияв на все процессы жизнедеятельности, функционирования экологических систем, определив возникновение многих видов животных.

Воды Мирового океана охватывают территорию в 71% Земли, где средняя глубина составляет 3800 метров, а максимальная – 11022 метра. На поверхности суши расположены так называемые континентальные воды, которые обеспечивают жизнедеятельность биосферы, водоснабжения, обводнения и орошения.

Гидросфера имеет нижнюю и верхнюю границы. Нижняя проходит по так называемой поверхности Мохоровичича – земной коры на дне океана. Верхняя граница располагается в самых верхних слоях атмосферы.

Состав гидросферы по объёму

Мировой океан — основная часть гидросферы, составляющая 94,2 % всей её площади, непрерывная, но не сплошная водная оболочка Земли, окружающая материки и острова, и отличающаяся общностью солевого состава.

Особенности Мирового океана

  • Мировой океан занимает ¾ площади Земли
  • Мировой океан един
  • Континенты и большие архипелаги разделяют Мировой океан на 4 большие части
  • Тихий океан Атлантический океан Индийский океан Северный Ледовитый океан
  • Тихий океан
  • Атлантический океан
  • Индийский океан
  • Северный Ледовитый океан

Океан занимает ¾ площади Земли (слайд 10) , он един, то есть из любой его точки можно попасть в любую другую, не пересекая сушу, и Океан состоит из четырёх частей (океанов).

Учитель предлагает найти океаны на карте океанов в атласе и показать их на мировой карте (слайд 11) .

Источник

Уроки 20-21. Вода на Земле (§15) — Рабочая тетрадь 5 класс — Дневник географа-следопыта Летягин (Ответы и гдз)

1. Свойства воды.

Впиши свойства воды, которые упоминаются в тексте первой части §15. Придумай и нарисуй в кругах символы трез состояний воды.

2) Вода не имеет запаха, цвета, вкуса .

3) Воды может растворять различный вещества.

4) При замерзании вода расширяется .

5) Вода может поглощать большое количество тепла .

6) Вода хорошо проводит электрический ток .

2. Гидросфера — водная оболочка Земли.

Стрелками укажи, какую долю от общего объема гидросферы составляют ее части.

3. Мировой круговорот воды.

Задания по рисунку.

1) Составь схему круговорота воды.

2) Подпиши основной источник энергии процесса круговорота воды на Земле.

3) Обозначь и подпиши круги большого и маленького круговоротов воды.

4) Нарисуй стрелки и сделай следующие надписи: «Испарение воды, снега и льда», «Выпадение осадков», «Подземный сток», «Поверхностный сток», «Перенос водяного пара и облаков».

Вставь пропущенные слова.

Круговорот воды объединяет оболочки Земли — атмосферу, биосферу, литосферу и гидросферу , так как вода входит в каждую из них.

Школа географа-следопыта.

Выполни задание на с.86 учебника: исследуй свойства воды.

1) Исследование вкуса, цвета и запаха воды.

2) Исследование трех состояний воды.

Покажи стрелками, какие переходы из одного состояния в другое возможны для воды.

3) Исследование плотности воды.

Запиши результаты изучения плотности пресной и соленой воды.

б) Вес мерного стакана с водой — 400 г.

в) Яйцо тонет в стакане с пресной водой.

г) Яйцо всплывает в стакане с соленой водой.

д) Кусочек льда тает в стакане с пресной водой.

Вывод: плотность воды меньше плотности люда, поэтому кусоек льда тает в воде.

е) Почему рыбы могут жить в замерзших водоемах?

При понижении температуры воды в водоеме ниже 4 градусов более холодная вода как более плотная остается на поверхности и замерзает, а подо льдом сохраняется положительная температура.

4) Исследование свойства воды растворять соли и газы.

Из бутылки с холодной водой газа выделилось меньше , чем из бутылки с водой комнатной температуры.

Вывод: в охлажденной воде может содержаться меньше газов, чем в минеральной воде комнатной температуры.

Источник

Конспект урока «Вода на Земле»

Министерство образования и науки Республика Бурятия

Районный отдел образования Кижингинский район

МБОУ «Усть-Оротская средняя общеобразовательная школа»

Открытый урок на тему:

(география 5 класс)

Разработала : Ендонова Д.О.

с. Усть-Орот, 2018г

Тема: Вода на Земле. География-5 класс.

познакомиться с понятием «гидросфера», «круговорот воды в природе», значение воды для живых организмов

создание условий для формирования знаний учащихся о единстве водной оболочки Земли – гидросфере.

развивать умение анализировать, выделять главное, работать самостоятельно и в группах

сформировать общие представления о водной оболочке Земли – гидросфере, ее составе и строении, о Мировом круговороте воды;

доказать единство всех частей гидросферы, а также связь между сушей и гидросферой;

развивать наблюдательность, память, логическое мышление (при работе с ЭОР), умение сравнивать, обобщать и делать выводы на основании вновь изучаемого материала;

развивать познавательный интерес, самостоятельность мышления, осознанное отношение к предмету через использование элементов проблемного обучения;

создать условия для совершения учащимися «малых открытий», привитие навыков самостоятельной работы при поиске требуемого материала.

воспитывать бережное отношение к природе, к водным ресурсам, окружающему миру;

воспитывать информационную культуру;

воспитывать чувства интереса к открытиям на уроке;

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная работа.

Необходимое техническое оборудование: физическая карта полушарий, компьютер, проектор, Интернет, учебник, Модуль урока

Оборудование: 12 стаканов, палочки для размешивания, сахар.

1.Мобилизующий этап. (Слайд 1)

Приветствие учащихся, настраивание на урок. Проверка готовности к уроку.

2.Отгадывание загадок (слайд 2)

— Много меня — пропал бы мир,
Мало меня — пропал бы мир.

— Вниз летит капельками,
А вверх — невидимкой.

Посмотрите на глобус, такой видят Землю из космоса. Если быстро вращать глобус, то он покажется одноцветным – голубым. Этой краски больше всего на глобусе, карте. Что же изображается эти цветом? (Вода).

-Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке, правильно речь пойдет о воде на Земле.

3.Момент осознания учеником недостаточности имеющихся знаний:

Проблемный вопрос урока (Слайд 3)

Вода, находящаяся в воздухе, не является частью водной оболочки Земли, а является частью атмосферы.

Мировой круговорот воды в природе происходит благодаря Солнцу.

3.В Мировом круговороте воды никак не задействованы подземные воды.

4. Без воды живые организмы могут обходиться в длительное время.

5. Вода источник жизни на Земле.

Вы попытались ответить на вопросы. Скажите, какие задачи стоят перед уроком, что мы должны узнать, чему научиться?

(Слайд Задачи урока.)

Сколько цветов у радуги? 7. Столько Шагов мы должны пройти , чтобы взобраться на вершину. А вести на вершину радуги нам поможет КАПЕЛЬКА

Нарисуйте пожалуйста облик Земли, закрасьте поверхность суши на Земле – коричневым цветом, а голубым ,поверхность воды на Земле из соотношения: ½, 1/4 (25 %), 3/4 (75%).

Листок самоконтроля. Проверка№1 Правильный ответ 1 балл

Неправильно 0 баллов

Мы на радуге фиолетового цвета.

Ребята, как вы думаете, почему воду называют « самое необыкновенное и обыкновенное вещество в природе»? (выслушиваются мнения учащихся).

Давайте вспомним основные свойства воды. (На партах стакан с водой.)

Посмотрите внимательно на воду. Какая она? (Прозрачная, жидкая.)

Имеет ли чистая вода запаха? (Нет.) Имеет ли вода цвет? (Нет).

Если переливать воду в другой стакан – она течёт.

Если переливать воду в другой стакан с сахаром? (Сахар растворяется).

.соленость (Растворение соли)

под ведём итог: вода какая?

Закрепляем, читаем вместе (Прозрачная, бесцветная жидкость, не имеет запаха, растворитель, обладает текучестью.)

Листок самоконтроля Проверка№2 4-5 ответов 1 баллов

Меньше 4 ответов 0 балла

Мы радуге синего цвета

Ребята, как вы думаете, почему существует выражение «Вода – самая загадочная жидкость на Земле?» (выслушиваются мнения учащихся).

Вы близки к ответу. Мы протираем мокрой тряпкой классную доску. Прошло несколько минут, и доска высохла. Куда исчезла вода? (Ответы детей). Вода с неё испарилась, то есть превратилась в пар – прозрачный, бесцветный газ. Водяной пар – это вода в газообразном состоянии. А если ведро воды вынести зимой на мороз, что произойдёт? – вода замёрзнет, превратится в лёд! Лёд и снег – это замёрзшая вода.

Агрегатное состояние воды

Итак, вода находится в природе в трёх состояниях: жидком, газообразном и твёрдом. (демонстрация воды в трех агрегатных состояниях)

(Соотнеси слова и агрегатное состояние воды)

парная работа, проверяют у друг друга

В природе …. Ливень, дождь, капелька, ручеёк, роса – это вода 1а

в жидком состоянии

Туман, пар, облако – это вода 1б

в парообразном состоянии

Снег, град, иней, лёд – это вода

в твёрдом состоянии

Диаграмма Агрегатное состояние воды

Листок самоконтроля Проверка№3 Все ответы 1 балл

Мы на радуге голубого цвета

Слайд 8. Физкультминутка

Учитель. Все, закончили разминку.

Сели прямо, держим спинку.

Чтобы уложиться в срок,

Мы продолжим наш урок.

1. Мы с вами выяснили, что — вода может находиться в трех состояниях :жидком, твердом, газообразном,

— не имеет запаха, вкуса, цвета.

Учитель. Кто из Вас знает, как называется водная оболочка Земли? ( выслушиваются мнения учащихся)

Слайд 10. Гидросфера – это водная оболочка Земли.

Гидросфера – водная оболочка Земли – состоит из нескольких частей.

Работа по учебнику стр. 113, параграф 23.

— Используя текст учебника на стр. 114 рис 137, § 23

Состав гидросферы 100%

Реки , озера, болота

(Гидросфера состоит из Мирового океана (96,5%), вод суши4% и воды в атмосфере0,02%.)

Листок самоконтроля Проверка№4 Правильный ответ 1 баллов

Мы на радуге зеленого цвета.

ВОПРОС: Почему реки не иссякают, подземные воды не исчезают, а моря не переполняются водой?

Думаю, что стихотворение поэта Степана Петровича Щипачева поможет вам найти верный ответ.

Мириады водяных пылинок

Поднимаются над океаном,

Чтобы тут же в путь пуститься

По широтам и меридианам,

Стать сгустившимися облаками,

Тучами, чтоб тяжестью воды

Где-то падать на пески и камни,

На поля и на сады.

О каком процессе, происходящем в природе, здесь идёт речь? Подскажите, как он называется? (Круговорот воды в природе)

Работа с учебником. Стр 113 рис 136. «Круговорот воды в природе»

Ответить на вопросы 1, 2, 3.

текст.Групповая работа с тектом «Круговорот воды в природе»

Задание: Подпишите недостающие слова.

(Проверяют эксперты (гости) урока или после урока учитель )

№2 ЗАДАНИЕ: Вставьте пропущенные слова.

Под действием…….. (солнца) вода с поверхности океана ……( испаряется) и поступает в атмосферу. В атмосфере водяной пар конденсируется, превращается в облака.

Благодаря ветру, они оказываются над сушей, и из них выпадают осадки в виде дождя или снега. Выпавшая вода частично просачиваются вглубь, пополняя запасы почвенной влаги и подземных вод, а частично стекают в реки и другие водоёмы. Реки собирают воду из поверхностных источников и питаются подземными водами и возвращают воду обратно в Мировой океан. С поверхности океана вода вновь испаряется, и круг океан — атмосфера — суша — океан замыкается.

Так в природе происходит непрерывный процесс круговорота воды в природе

. Листок самоконтроля. Проверка№1 Без ошибок 1 балл

Неправильно 0 балл

Мы на желтой радуге. Групповая оценка.

Шаг №7 . Этап урока ..Значение воды для живых организмов (личностное)

Велика роль воды в жизни на Земле. Живые организмы нашей планеты приспособились ко всяким условиям: к полному мраку, к жаре и холоду. Но ни одно живое существо не может обходиться без воды. Все растения и животные содержат в себе воду, а медузы на 96-97 % состоят из воды. А в теле взрослого человека – около 70% воды. Знаете ли вы, что при потере человеком 1 литра воды (это примерно 2% массы тела) появляется ощущение жажды. При потери 6 — 8% влаги человек впадает в полуобморочное состояние. Потеря 10% воды вызывает галлюцинации. А при потере более 12% от массы тела человек погибает. Каждому живому организму необходим стабильный уровень содержания влаги, иначе он не сможет жить.

mводы= mтела х 0,7

Листок самоконтроля. Проверка№1 Правильный ответ 5 баллов

Неправильно 3 баллов

Практикум « Подсчет содержания воды в организме школьника»

mводы= mтела х 0,7

. малое число и большое (20 —40 кг)

Мы радуге оранжевого цвета.

Шаг №8. Значение воды. Кто больше запишет.

— Итак ребята, где и для чего используется вода? Ребята заполняют схему. Мы с вами должны заполнить схему, где и для чего используется вода? Вы ребята работаете у себя в листах.

1. для питья (Воду пьют поля и леса. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди).

2. в быту (Без воды не замесить тесто для хлеба, без воды не попьете чаю, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни резину, ни конфеты, ни лекарства, — ничего не сделать без воды).

3. средство гигиены (Вода моет всех людей, животных, города, машины, дороги). Одним словом вода необходима для поддержания чистоты.

4. среда обитания В воде живут растения и животные, которых не встретишь на суше. На небольших глубинах, где много света, мир животных и растений разнообразен. На большой глубине, особенно в морях и океанах, обитают только животные, которые питаются другими животными. Многие из них имеют различные приспособления для жизни в воде – плавники, ласты, перепонки между пальцами, плавательные ножки, похожие на весла.

5. дорога (Еще вода — это самая большая и удобная дорога. По воде человек передвигается. По ней днем и ночью плывут суда, везут разные грузы, пассажиров).

6. Для получения электрического тока

7. красота, познание и отдых (Люди стремятся изучить подводный мир, они наслаждаются красотой водных просторов, отдыхают около водоёмов)

8. кормит (Но вода не только «поит», но еще и кормит — по морям и океанам днем и ночью плывут тысячи рыболовных судов). В соленых водах морей и океанов очень много водорослей. Ими питаются водные животные. Также водоросли используют в пищу, на корм скоту и в медицине.

3 средство гигиены

4 среда обитания

6 Для получения электрического тока

7 красота, познание и отдых

Проверка групповой работы другой группой.

Листок самоконтроля. Проверка№1 5и больше ответов — 1 балл

Источник

Читайте также:  Какую воду можно заморозить для питья
Оцените статью