Конспект НОД для детей старшего возраста. «Путешествие по основным стихиям. Почва, вода, воздух».
Ольга Татаринова
Конспект НОД для детей старшего возраста. «Путешествие по основным стихиям. Почва, вода, воздух».
Конспект НОД для детей старшего возраста.
«Путешествие по основным стихиям. Почва, вода, воздух».
Закрепить знания детей о таких стихиях как: вода, земля, воздух. Их основных свойствах и ролью в жизни человека. Познакомить детей с таким природным явлением как «землетрясение», причинами его возникновения.
Воспитывать положительное отношение к окружающему миру, к живой и неживой природе.
Ход занятия:
На столе у воспитателя глобус.
Воспитатель: Ребята! Что это?
Дети: Это глобус, модель нашей планеты Земля, на которой мы живём. Планета Земля красива и многоцветна.
Вот Земля, наш светлый дом.
Много есть соседей в нём:
И мохнатые козлята,
И пушистые котята,
И извилистые речки,
И кудрявые овечки,
Травка, птички и цветы,
И конечно я и ты.
Воспитатель: Сама она и всё на ней называется природой. В древности философы выделяли такие природные стихии как: вода, воздух, почва.
На планете в природе человек взаимодействует с этими стихиями. Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие по всем 3 этим стихиям.
Дети: А что такое стихия?
Воспитатель: Слово «стихия» придумали греки, то есть жители Древней Греции и в переводе на русский язык означает «первооснова природы» или «начало от всех начал» – это и есть Земля, Вода, Воздух.
Я предлагаю вам сначала отправиться в пестрое царство – «земное государство».
Когда космонавты летали на Луну, то они видели Землю с большой высоты.
Она и впрямь разноцветная! Пролетаешь над полюсом – все белым-бело от снега и льда; мчишься над тайгой – сплошное зеленое море расстилается внизу; над горной цепью – кругом все коричневое; над пустыней – сплошь желтое; над морем синь до самого горизонта… вот и получается пестрое оно, наше Земное царство – государство.
-Ребята, а как вы думаете, почва важна для людей и для всего живого? (ответы)
А какая она, наша почва? Давайте посмотрим на нее!
Дети подходят к столу, где расположены камни, песок, земля. Через увеличительное стекло рассматривают почву, делают выводы.
-Ребята! На Земле бывает землетрясение.
-А вы знаете, что такое землетрясение?
Землетрясение — это природное явление, обладающее разрушительной силой, это непредсказуемое стихийное бедствие, происходящее внезапно и неожиданно.
Землетрясение-это подземные толчки, вызванные процессами, происходящими внутри земли, это колебания земной поверхности, которые возникают в результате внезапных разрывов и смещений участков земной коры. Землетрясения происходят в любой точке земного шара, в любое время года, определить, где и когда, и какой силы будет землетрясение фактически невозможно.
Оно не только разрушает наши дома и изменяет природный ландшафт, но и сносит с лица Земли города и уничтожает целые цивилизации, оно приносит людям страх, горе и смерть.
Давайте вместе с вами попробуем на опыте посмотреть, что такое землетрясение. Для этого мне нужна ваша помощь.
На натянутую ткань ставят домики, фигурки животных, людей, деревьев. Воспитатель двигает ткань. Все рушится. Стены домов, падают кирпичи, стекла, дорожные знаки. Повреждается водопровод, отопление в домах и т. д.
Воспитатель включает видеозапись с журчащей водой.
— В какое царство-государство мы теперь попали? В синее царство – «морское государство».
Это Мировой океан — все на свете моря, реки, озера, ручьи. Государство это раскинулось широко.
Теперь я предлагаю вам вспомнить, какая вода, каковы же ее свойства.
1. Вода — жидкая.
2. У воды нет цвета.
3. Вода без вкуса и без запаха.
-Ребята, представьте себе, что на планете вдруг не осталось ни одной капли воды. Хорошо ли это? Почему?
Дети высказывают догадки.
И так мы знаем, что без воды жизнь человека была бы не возможна.
Ученые установили, что человек без еды может прожить 3-4 недели, а без воды 3-4 дня. Затем он погибает.
-Скажите мне, а какую воду нужно употреблять людям. Животным и растениям? (чистую). Для очистки воды люди придумали специальные фильтры. Давайте на опыте посмотрим, как это происходит!
Опыт «Фильтрование воды»
«Вы, наверно, немного устали и я предлагаю вам размяться»
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки
Утром рано умывались,
Вправо, влево наклонялись,
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет.
Всем друзьям физкультпривет! (Дети сопровождают чтение стихотворения движениями.)
А теперь нас ждет путешествие в Голубое царство – «Воздушное государство».
Это необычайный голубой океан, который не значится ни на одной карте мира, называется воздушным океаном.
-Что бы вы, ребята, могли о нём рассказать? А для рассказа о воздухе нам опять помогут опыты.
Дети подходят к третьему столику и проводят опыты с воздухом.
1. Воздух нам необходим.
2. Воздух может принимать любую форму.
3. Как мы ощущаем воздух.
-А что будет, если воздух исчезнет? Каким воздухом полезнее дышать чистым или загрязненным? А как вы думаете, что нужно делать людям, чтобы воздух не загрязнялся? (ответы)
Без толстой воздушной оболочки, окружающей Землю, всё вокруг скуёт ужасный космический холод. Без неё космос примется бомбардировать нас бесчисленными космическими камнями — метеоритами. Без этой защиты, без этого голубого бронежилета космос обрушил бы на нас свои вредоносные лучи, от которых гибнет всё живое.
— Ну, вот и все, ребята, путешествие наше подошло к концу.
Вы отлично справились со всеми заданиями и ответили на все вопросы.
Конспект занятия по экологи для детей старшей группы. «Почва — живая земля» Почва — живая земля Цель: познакомить детей с компонентами, которые входят в состав почвы, при помощи опытов..
Проект: «Апьпийская горка» Образовательные задачи проекта: -Формирование у дошкольников представлений о живой и неживой природе, их взаимосвязь; -Знакомство со свойствами.
Источник
Конспект урока: «Спор трёх стихий-Земли, Воды и Воздуха»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме
Урок-праздник «Спор трёх стихий » позволит закрепить и обобщить изученный материал в игровой форме. Система Л.В. Занкова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spor_tryoh_stihiyo_prozdnik_po_okr..odt | 34.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 481
с углубленным изучением немецкого языка
Кировского района Санкт-Петербурга
по окружающему миру во 2классе
Тема: « Спор трёх стихий-Земли, Воды и Воздуха »
Программа: Система развивающего обучения Л.В. Занкова
Урок составлен и проведен учителем высшей категории
Рогачевой Еленой Владимировной
Тип урока: Проектная деятельность
Цель: содействовать развитию у учащихся исследовательской культуры
сформировать личностно-смысловое отношение учащихся к изучаемому предмету,
- Продолжить формирование представления о значении воды в природе и жизни человека
Актуализировать личностное отношение учащихся к изучаемой
- Формировать представления о связях природы и человека
- Формировать умения анализировать, обобщать, делать выводы, доказывать своё мнение, убеждать
- Прививать навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой
- Развивать речь, память, мышление, наблюдательность
- Развивать воображение, творческие способности
учебник «Окружающий мир» 2 класс,авторы Н.Я. Дмитриева, А.Н.Казаков
творческие работы учащихся, презентация к уроку
Занятие начиналось с подготовки команд примерно за 2недели, чтобы дети смогли подготовиться.
Класс делится на 3 команды по 9 человек.
3.Повтори материал учебника по темам: Земля, Вода, Воздух. Вспомни интересные факты, они могут тебе пригодиться!
- Постарайся получше подготовиться к доказательству того, что твой дух (Земли, Воды, Воздуха ) является самым важным. Можешь это сделать устно или письменно. Постарайся помочь своей команде! Важно участие каждого и победа будет за вами.
В результате подготовительной работы в классе были вывешены 2 газеты; «Стихия Воды», «Стихия Земли», «Стихия Воздуха»
1Представление команд. Слайд-шоу.
Каждая команда загадывает по 3 загадки другим командам.
4Пословицы и поговорки
Урок проходит в виде соревнования 3 команд. За каждый этап дети получают жетоны , которые в конце суммируются. Конечно, в результате игры должна победить дружба.
Представление команды «Земля»
Сопровождается показом слайдов.
Ученики выходят в костюмах и представляют свою команду.
Наш дом родной, наш общий дом, —
Земля, где мы с тобой живём.
Ты только посмотри вокруг:
тут – речка, там – зелёный луг.
Не разрушайте этот мир, девчонки и мальчишки,
Иначе эти чудеса останутся лишь в книжке.
- Сколько Земле лет? Нашей планете более чем 4,5 млрд. лет. Последние исследования показали, что Земля совсем немного младше Солнца – она появилась всего на 10 миллионов лет позже.
Что же появилось раньше: вода или земля?
-У каждого человека есть свой дом. Есть он и у тебя. Ты живёшь в нём вместе с мамой и папой. Но у всех -всех людей есть ещё один большой общий дом- наша прекрасная планета Земля.
-А знаете ли вы, сколько людей живёт на Земле?
Численность населения сейчас составляет 7 миллиардов человек.
К 2025 году нас будет 8 млд.
К 2085году- 10 млд.
— Очень давно, много-много лет назад, люди совсем ничего не знали про нашу планету. Они думали, что Земля похожа на большой блин и лежит на спинах 3 китов или на трёх слонах, которые стоят на гигантской черепахе. Когда животные начинали шевелиться- на Земле случались землетрясения.
- А где живёт больше животных: в воде или на земле?
По расчётам канадских учёных в Мировом океане обитает
2,2 млн. видов животных,на суше- 6,5 млн.видов.
Животных на планете около 7,8 млн. видов, грибов- 611тыс. видов, растений- 300тыс. Видов.
— При этом растениям повезло больше всего: из них описано 72%
видов, тогда как животных -12%, грибов — только 7%. Чтобы описать все виды животных,растений и грибов, человеку понадобится ещё 500 лет.
— Мы с вами,ребята, тоже можем стать участниками этих открытий. Представьте себе, что в 2010 году был найден в водах Мексиканского залива новый вид рыбки ,а на Мадагаскаре-новый вид паука, плетущий сети диаметром 25метров.
— Наша земля хранит множество самых настоящих богатств и сокровищ. Почему природные богатства называют «полезными ископаемыми»? Ископаемые — потому что эти богатства нужно искать и выкапывать из земли, а полезные- потому что они приносят большую пользу людям.
Представление команды «Вода»
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает.
Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьётся.
Средь высоких стройных елей
Рушится потоком селей.
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяем сахар в чае.
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода-
Наша спутница всегда.
Без воды нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить.
Разве вода – это только жидкость,что налита в стакан? Океан, покрывающий почти всю нашу планету, всю чудесную Землю, в которой миллиарды лет назад зародилась жизнь.
Тучи, облака, туман, несущие влагу всему живому на земле – это ведь тоже вода.
Если посмотреть на модель Земли,то увидишь, что в основном преобладает голубой цвет. На глобусе Земли больше воды, чем суши. Земля, как арбуз, который питается водой. А режим питания нарушать нельзя!
— Вода-хороший растворитель. В ней растворяются минеральные соли земли, которые поглощают корни растений. Влага необходима
для прорастания семян. Существуют растения, для которых вода- среда обитания. Это морские водоросли.
— Растения и животные не могут обходиться без питья. Лишённые воды они умирают и засыхают.
— Вода- основное вещество, из которого состоит каждый из нас. Поэтому важно знать, сколько воды надо пить человеку в день, и какая это должна быть вода.
Без воды человек может прожить только 3 дня, а без пищи-30- 50дней. Взрослый человек должен пить 2- 2,5 л воды в день. Детям можно меньше- 1.5 -2 л
Что такое вода? Минерал не имеющий цвета,
Не имеющий запаха, формы, но ты оглянись –
Это главное таинство, главное чудо Планеты,
Это главный исток, из которого вылилась Жизнь.
Без воды на Планете не мыслимо что-то живое
И вода вездесуща – и в недрах, и по над землей,
И планету Земля, во Вселенной зерно голубое,
Было б много точнее назвать не Землёй, а Водой.
Представление команды «Воздух»
— Воздух это не только элемент , необходимый каждому человеку для жизни, но и наша связь с внешним миром и природой.
— Помимо того, что проветривать помещение советуют все врачи для поддержания чистоты атмосферы дома и обогащения живущих в нём людей кислородом, воздух имеет важные энергетические свойства.
- Почаще открывайте окна, тем самым давая подышать не только себе, но и вашему дому. А так же , повесив недалеко от окон небольшие колокольчики или «музыку ветра», вы привлечете энергию воздуха.
- Воздух очень любит пространство. Его называют воздушным океаном. Своими мощными потоками он может сносить всё на своём пути, приносить разрушения. Но может очистить загрязнённый воздух над городом,перенести пыльцу с цветка на цветок и даже дать электричество.
— Всем живым существам и человеку для дыхания нужен воздух. Иногда кажется, что атмосфера неисчерпаема и вряд ли стоит опасаться,что она станет непригодной для дыхания. Но это не так.
Быстрый рост промышленности, транспорта особенно в больших городах, распашка огромных земельных пространств, уничтожение лесов привели к сильному загрязнению атмосферы.
Процент содержания кислорода в атмосфере составляет всего 21%,
самым распространенным газом является азот- 78%
Атмосфера защищает нашу планету от вредного воздействия Солнца. 9% солнечной энергии поглощается атмосферой, 47% — падает на Землю, а 34% — возвращается в космос.
Воздух хорошо предохраняет зимой землю от замерзания, спасает животных и корни растений.
На Луне нет атмосферы, поэтому её поверхность днем сильно накаляется, а ночью остывает.
Еще одно известное свойство воздуха- он проводит звук. Как бы мы с вами разговаривали, если бы не воздух. Ведь в безвоздушном пространстве царит абсолютная тишина.
Каждая команда загадывает поочередно свои загадки
С высоты большой срываясь,
Грозно он ревёт
И, о камни разбиваясь,
По морю идёт, идёт,
А до берега дойдёт —
Он без рук, он без ног.
Из земли пробиться смог,
Нас он летом, в самый зной,
Ледяной поит водой.
Загадки о земле
Он и летом и зимой —
Между небом и землёй.
Хоть всю жизнь к нему иди —
Он всё будет впереди. Виден край, Да не дойдёшь.
Носит бабка снежную шапку.
Закутаны в облака.
Ей бродить ничуть не лень
Рядом с вами целый день.
Стоит солнышку зайти,
Как её вам не найти.
Загадки про воздух
.Выше леса, выше гор
Он всегда, всегда раскинут
Над тобой и надо мной,
То он серый, то он синий,
То он ярко-голубой.
Белая вата плывёт куда-то,
Хоть лови, не лови —
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь,
Он невидимый, и всё же
Без него мы жить не можем.
Посовещавшись, каждая команда должна ответить на вопросы учителя.
1. Может ли вода двигаться вверх? (да)
2. Вода в морях и океанах пресная? (нет)
3. На поверхности планеты Земля вода занимает 71%? (да)
4.Морской конек – млекопитающее? (нет)
5.Правда ли, что в России 1 миллион озер (нет,3 млн.)
1. Можно ли в невесомости пить воду из кружек? (нет)
2. Из воды, которая имеется на планете Земля, всего 3% пресной воды, из них освоен лишь 1%?. (да)
3.Байкал- самое глубокое озеро в мире.(да)
4.Огонь дружит с кислородом.(да)
5.Правда ли, что в России 2,5 миллионов рек? (да)
1. Можно ли принести воды в решете? (да)
- Человеческий организм состоит из воды на 70%? (да)
- Мы дышим кислородом (нет)
- Можно ли лечиться водой? (да)
5.Правда ли,что Россия- великая водная держава.(да)
Найди продолжение пословицы
Нет земли краше, без добычи не останется.
Земля кормит людей,
Кто любит земле кланяться- оно трудом создаётся.
Не бросай чем родина наша.
Счастье воздухом не вьётся-
Разгадывание кроссворда по командам
1 Крупнейший материк (Евразия)
2 Самый большой океан (Тихий)
3 Выход подземных вод на поверхность (Родник)
4 Одно из состояний воды(Жидкое)
5 Место, со всех сторон окруженное водой (Остров)
6.Кристаллики водяного пара образуют . (Облако)
Источник