- Сплав «Жержул — Береть»
- Программа сплава по Мане «Жержул — Береть»
- Сплав по Мане. Инструкция от А до Я. Часть 5
- Комары, мошка, оводы, слепни
- Как «гасить» медведей
- Что нужно знать о медведях
- Антимедвежьи правила
- Местные
- Маршруты сплава по Мане
- Расстояния вот такие:
- Время на маршруты
- Жержул береть расстояние по воде
Сплав «Жержул — Береть»
А если вы любитель всего нестандартного и законы типичной 5-дневной трудовой недели вам неписаны, тогда смело отправляйтесь на сплав по Мане маршрутом «Жержул — Береть». Он проходит в течение 3 дней среди недели. Принцип тот же, что и на стандартном маршруте, но плюсов даже больше:
сплавляемся на плоту класса «Комфорт» с мотором, а это значит совладать с водной стихией более чем легко, всегда можно ускориться, если течение не достаточно сильное, а также маневренно причалить к берегу для остановки или купания;
на Мане мало туристов, ведь дни рабочие, и люди сидят в душных офисах, и им неведома речная прохлада, как вам.
Программа сплава по Мане «Жержул — Береть»
Первый день сплава
Без зазрения совести покидайте свое рабочее место, только не хлопайте дверью, ведь после сплава вам возвращаться обратно к этим людям. Тем временем уже ждет автобус, который домчит вас из грязного и душного Красноярска в свежий и тихий посёлок Жержул — место, откуда и стартует наш сплав по одной из самых красивых рек Сибири.
Там вас уже ждет комфортный плот, где заботливый повар приготовил вкусный ужин. Подкрепились. Готовы плыть? Отчаливаем и неспешно, дружно и в хорошей компании таких же влюбленных в природу, как и вы, туристов плывём на первую стоянку, попутно любуясь закатом и отвесными берегами Маны.
Еще до того, как солнце закатится за горизонт, мы причалим на первую стоянку, где для вас будет разбит палаточный лагерь, приготовлены уютные спальники, сухие дрова. Вы сможете искупаться в прохладной Мане, а потом у костра за приятными разговорами и за веселыми песнями под гитару отдохнуть от долгой трудовой недели. Набираемся сил.
Второй день сплава
Встаем мы рано,в 8 часов, но не переживайте, отоспаться вы успеете вдоволь, свежий речной воздух в этом лучший помощник. Теперь надо подкрепиться. Мастерство повара не дремлет, и вас уже ждет вкуснейшая каша с пылу жару. Все готово. И снова в водное путешествие по Мане.
Говорят счастливые часов не замечают, а счастливые туристы на Мане и подавно не замечают водную прогулку длиной больше 6 часов, ведь вокруг красота скалистых берегов, сменяющихся на покрытые густым лесом холмы, жаркое солнце и речная прохлада. Пока наш комфортный плот, поддавшись неспешному течению, несет вас вперед, можете отдыхать, загорать, наслаждаться приятной компанией, рыбачить. Не забудьте вкусно пообедать и не менее вкусно поужинать, ведь наш повар не дремлет (а вот вы имеете на это полное право) и все мысли этого кока о сытых и довольных туристах. Обязательно остановимся и покупаемся, на ходу делать этого не стоит. Ведь главное — это безопасность.
К вечеру вы уже на второй стоянке. И это вечер для тусовщиков и любителей активного отдыха. Как насчет командных соревнований по футболу и волейболу? Также здесь для вас натоплена баня, где вы сможете от души попариться и нырнуть в прохладную Ману. Но главный гвоздь программы — это дискотека: 80-х, 90-х? Да что там, будет музыка на любой вкус. Оставьте все свои заботы до понедельника, расслабьтесь и веселитесь.
Третий день сплава (заключительный)
Веселье весельем, а завтрак по расписанию. Солнце уже высоко, а значит нужно снова отправляться в путь, где вас также накормят вкусным обедом. Еще несколько часов живописной Маны, и вы в посёлке Береть. Для вас уже приготовлен автобус, который увезёт вас с отличным настроением, только положительными эмоциями и впечатлениями в Красноярск.
Надеемся, вы отправите сплав по Мане в копилку самых добрых воспоминаний и захотите к нам снова вернуться. А мы обязательно будем вас ждать в следующем сезоне.
Краткое содержание программы сплава по Мане «Жержул — Береть »
День первый: трансфер автобусом до посёлка Жержул, ужин, сплав на плоту до первой стоянки, где организован палаточный лагерь.
День второй: сплав на плоту до второй стоянки (завтрак, обед и ужин на плоту), баня, дискотека.
День третий (заключительный): завтрак, обед, сплав на плоту до поселка Береть, трансфер автобусом до Красноярска.
Спешите выбрать лучшие даты для сплава по Мане компанией «Три кита – Мана» в летнем сезоне 2019 года. Звоните, мы всегда на связи!
Источник
Сплав по Мане. Инструкция от А до Я. Часть 5
Похоже, это предпоследняя часть инструкции, охватывающей все нюансы самостоятельного сплава по Мане.
А, нет, небольшая новость. Сегодня позвонил мой друг Андрей (в этой части прочтете нечто забавное, им проделанное) и взволнованным голосом сообщил: «У меня для тебя хорошая новость. Угадай — какая?»
Я думал 3 секунды: «Лед на Мане пошел?»
Ждем! Ждем все с нетерпением, когда снова увидим вожделенные берега… 🙂
А вот теперь продолжим наш «мануал».
Комары, мошка, оводы, слепни
Не бывает практически так, чтобы вся эта рать была в воздухе одновременно. У них какая-то сезонность. Бывает, что пару недель комаров вообще нет. Зато нет-нет, слепень какой норовит цапнуть. И наоборот. В начале и конце сезона не бывает вообще никого в воздухе кровососущего. Благодать. Только зябко. 🙂
Проблема в любом случае решается реппелентом. Лучше если реппелент на руки, а на лицо москитная сетка.
Я репеллентом пользовался всего пару раз. Москитной сеткой ни разу. Не было столько кровососов, чтобы прятаться за сетку. Не попадал, видать, ни разу.
Репелленты от летающих и от ползающих разные. Не перепутайте.
Ну и пусть вас греет тот факт, что летающих ядовитых мерзавцев нету. Ни малярийных комаров, ни мух це-це.
Как «гасить» медведей
Больше всех повезло этому парню — Олегу Попову. С удовольствием смотрю его видео-отчеты по сплавам. На такой экстрим пока не решился, но подумываю.
Вот это видео, где его чуть не сожрал медведь.
У Попова ни ружья, ни карабина с собой никогда не бывает. Сплавляется от на маленькой одноместной надувной лодочке. Типа нашей транспортной.Что нужно знать о медведях
Если не зима, если медведь не ранен, если понял, что перед ним человек – вы ему не нужны.
Более того, здоровый нормальный медведь избегает встречи с человеком. А если таковая случайно произошла – старается смотаться как можно скорее.
Боится – костра, громких звуков.
Любит – запах еды. Ну и саму еду. 🙂
Антимедвежьи правила
- Желательно, чтобы костер горел всю ночь. О небольших секретах, как это обеспечить, я рассказал в четвертой части.
- Перед тем как ложиться спать– пальните пару раз в воздух. Если есть просроченные патроны, то лучше ими, конечно. Чего хорошие тратить?
- На ночь зарядите оружие пулями. Лучше серебрянными. Мало ли какой медведь попадется. 🙂
А если серьезно, то свинцовой пули Полева вполне достаточно. С ружьем обращайтесь очень аккуратно. Но ставить на предохранитель не рекомендуется. Если случится тревога и нарисуется медведь (ну вдруг) то будете долго и судорожно жать на курки и удивляться, почему не стреляет. Рассказывали – бывали такие случаи. Медведь при этом критически смотрел на горе-охотника. Потом подходил и одним движением выхватывал ружье из рук, со словами: «Дай сюда, лошара». Ну… вы поняли… сколько было выпито… 🙂
Вобщем, ружье не на предохранителе – очень аккуратно. Всегда помнить! Ночью встанете «до ветру» – тоже помнить. - Не оставляйте ночью около палатки или в палатке открытую еду. Если сомневаетесь, что запах таки проходит, то спрячьте котелок под транспортной лодкой (переверните дном кверху) на берегу. Про лодку (какая, для чего) я писал в этой статье. Крупы, другую сухую еду в пакетах, которая не издает аппетитных запахов, можно положить и в палатке. Даже лучше в палатке. Ведь если медведь или кто помельче, но такой же ушлый, найдет все ваши запасы под лодкой…
- При покидании стоянки, при отплытии укладывайте ружье в чехол в последнюю очередь. Рассказывали, что был случай. Всё упаковали, ружье где-то среди вещей на плоту и тут вышел медведь. Конечно, обошлось – дружно пошумели, развернулся и ушел. Но было тревожно…
Вот перед самым-самым отплытием, на катамаране, уже можно поставить на предохранитель и положить ружье в чехол.
Нет ружья? Не повод, чтобы не плыть. Возьмите с собой, например, вот подобную дудку.
Чтобы найти, где купить, вбейте в строку поисковика слова «горн пневматический купить». И выберите подраздел поисковика «Картинки». По картинкам сориентируетесь и кликайте.
А вообще в крупных магазинах типа «Турист», «Охотник» почти всегда есть.
По слухам 🙂 очень эффективно отпугивает медведей. А если серьезно, то да — медведи очень не любят резких и громких неестественных для его природной среды звуков.
Местные
Я не встречал.
Знакомый попадал в ситуацию.
Плыли компанией. С женщинами.
Вечером стали на ночевку. Видимо, недалеко от деревни.
После взаимного вежливого «здрасте», женщины, как типа культурные, пригласили его откушать. Ждали, что он скажет: «Ну что вы — нет-нет, как можно!».
Тут же присел и завелась долгая, нудная, ни о чем, никому не нужная тягомотная беседа. Тут и водочка была. И после нее градус беседы стал более напряженным. Как-то так неожиданно и неприятно.
Вобщем чудом обошлось.
Поэтому общее правило – будьте вежливы по-таежному.
То есть — поздоровались, если просит человек помощь – помогли, чем смогли.
В праздные разговоры не вступать.
Маршруты сплава по Мане
Сплавляться, как я уже неоднократно говорил, в спокойном таком, неспортивном режиме можно с Выезжего Лога.
Выше есть 2 порога, пройти которые можно только при соответствующей подготовке.
А вот ниже Выезжего Лога сложность сплава имеет категорию №1. То есть самый простой вариант.
Вот такие деревеньки и поселки есть по ходу сплава:
Выезжий Лог — Кой — Лукашевича — Кожелак — Нарва — Большой и Малый Унгут — Жержул — Урман — Береть — Манский — и, наконец, Усть-Мана.
Еще встречаются кордоны заповедника «Столбы». Это ниже Берети.
Расстояния вот такие:
Выезжий Лога — Нарва — 110км.,
Нарва — Береть — 151 км.
Береть — Усть-Мана — 90 км.
До Нарвы Мана узкая. Встречаются упавшие или свисающие над водой деревьев – «расчески». Местами из воды торчат камни. Скорость воды около 7 км.час.
На расстоянии 3 часов плавания от Выезжего Лога увидите железнодорожный мост. Сразу за ним, на левом берегу есть стояночка. Тут же озеро. В нем можно купаться. Вода теплее, чем в Мане.
Время на маршруты
Выезжий Лог Усть-Мана – 9 дней
Выезжий Лог – Береть – 5 дней,
Выезжий Лог – Нарва – 3 дня,
Береть – пос. Манский – 2 дня,
Жержул – Береть 3 дня,
Нарва – Жержул – 2 дня,
Лукашевич – Нарва 2 дня,
Нарва – пос. Манский – 7 дней.
Вот эти указанные дни – это ориентир. Может быть дольше, может быстрее. В зависимости от вашего расположения. В смысле — настроения.
Если не торопитесь, пораньше останавливаетесь на ночлег, попозже просыпаетесь, часто останавливаетесь, то спокойно умножайте вышеуказанные дни на 1,5.
Вот, пожалуй, и всё.
Чтобы вы решились пойти на сплав по Мане, расскажу историю, как я уговаривал товарища – Сашу — сплавиться со мной. Причем сам до этого не сплавлялся ни разу.
Саша проконсультировался с рыбаками и получил такой ответ, что, типа, это очень серьезно всё, что река ошибок не прощает, что с вами должен быть хотя бы кто-то один бывалый.
Вобщем, Саша струхнул. Нет, — говорит, — не поплыву без проводника.
Бывалые среди моих друзей, конечно, есть. Только вот все были заняты другими делами. В этот раз плыть никто не мог. А мне в другое время было неудобно.
Поэтому я приехал к товарищу – Андрею – опытному сплавщику.
Говорю, — слушай, — нужно успокоить Сашу. Объясни ему, что это все безопасно.
ОК, — говорит, — зови.
Звоню Саше, — приезжай.
Приехал. Сидим. Пьем чаек.
Андрей начал его успокаивать:
«Саша, во время сплава у тебя будет только одна задача – выжить. Первая опасность – медведи. Сейчас они голодные и кому-то
А вот и он — наш друг, шутник и опытный сплавщик Андрей
из вас нужно будет ночью не спать и колотить ложкой в котелок, чтобы отпугивать. Можете делать это по очереди.
Вторая опасность – клещи. К берегу лучше не приставать. Да и берега вы не рассмотрите толком. Увидите что берега шевелятся и постоянно меняют конфигурацию. Это скопление клещей на самом деле.
Ну и третья опасность – пороги. Если не имеешь разряда по водяному слалому, то действительно, на Ману лучше не соваться.
Стоянку ищите заранее. А то быстро стемнеет и придется плыть наощупь. Будете веслами отталкиваться от берега. Если весло будет вдруг упираться во что-то мягкое – не бойтесь – это медведь. Они ночью по берегам стоят – караулят.»
Я сижу – рот раскрыл. Вот «успокоил».
Вобщем, в итоге, поплыли мы. Все – в первый раз.
Очень скоро убедились, что сплав категории №1. То есть, если вы, дорогой читатель, внимательно ознакомились со всеми частями этого блокбастера «Сплав по Мане», выписали всё что нужно, то всё у вас пройдет как по маслу.
На этом почти всё. Осталась статья про рыбалку. Ждите, скоро будет.
А пока — до первого сплава. 🙂
Вот чек-лист сборов на сплав по Мане — скачивайте и ставьте галочки в квадратиках, когда будете собираться.
Что то упустил? Остались вопросы? Задавайте в комментариях.
Источник
Жержул береть расстояние по воде
общие сведения
район | Красноярский край, отроги Восточного Саяна |
категория сложности | 2-я водная |
протяженность | 330 км |
продолжительность | 10 дней (варианты: 2, 3, 5 или 7 дней) |
маршрут
день | участки пути | км (ч) | условия передвижения |
1 | город Красноярск — станция Хабайдак | 210 км | поезд «Красноярск — Абакан (через станцию Саянскую)», отправка 19:41 по местному времени (+4 часа к московскому) |
2 | — станция Хабайдак — станция Отроги (посёлок Кой) — станция Кой — станция Лукашевича | 10 ч | река: ширина — 25м, глубина — 1,5м, прижимы, «расчёски», повороты |
3 | — станция Лукашевича — Кожелак — база Голубёвка | 8 ч | река: ширина — 35м, глубина до 3м, прижимы, «расчёски», повороты |
4 | — база Голубёвка — карьеры — посёлок Нарва | 5 ч | река: ширина — 45м, прижимы, «расчёски», повороты |
5 | — посёлок Нарва — посёлок Большой Унгут | 10 ч | река: ширина — 50м, прижимы, «расчёски» |
6 | — п.Большой Унгут — п.Малый Унгут — п.Жержул — п.Кершул — Ангалой | 10 ч | река: ширина — 55м, прижимы, «расчёски» |
7 | — Ангалой — посёлок Урман | 9 ч | река: ширина — 55м, прижимы, «расчёски», скалы |
8 | — посёлок Урман — посёлок Береть | 9 ч | река: ширина — 60м, повороты |
9 -10 | посёлок Береть — посёлок Усть-Мана | 12 ч + 12 ч | река до 120м, спокойное тешение, один перекат |
10 | станция Усть-Мана — город Красноярск | 1 ч (6 ч) | электричка г.Дивногорск — г.Красноярск, на станции в 19:10 по местному времени (+4 часа к московскому) или сплав по реке Енисей |
техническое описание
1. г.Красноярск — станция Хабайдак:
Поезд Красноярск — Абакан (через станцию Саянскую). Отправка из Красноярска — 19:41 по местному времени (+4 часа к московскому). Прибытие на станцию в 03:30. Остановка менее 1 минуты. Разгружаться нужно оперативно. Спуск к воде по тропе — 60 метров. Выход к реке мимо, вправо от станции к левому берегу берегу, поляна. Снаряжение и подготовка сплав средств, завтрак, отплытие. Если проехать дальше по железке, то на станции Мана (пос. Выезжий Лог) деревянный мост, а от него дорога уходит в верховья Маны (около 30 км) на широко известный в узких кругах Манский порог. Если хотите, то день пешки, порог, и день сплава до станции Мана, затем через 3 — 4 часа — ст. Хабайдак и.
2. станция Хабайдак — станция Отроги (посёлок Кой) — станция Кой — станция Лукашевича:
Река мелкая, широкая. Долгое время вдоль по правому берегу проходит железная дорога. Рыбалки практически нет, в основном — хариус-белячёк. По правому берегу впадает река Мина, на её устье хороший плёс. Далее — железнодорожный мост. Река сужается, начинаются рыбные места. От Хабайдака до станции до станции Кой — 2 часа. После ст. Кой река узкая, глубокая. Много прижимов, «расчёсок», мелких островов, но рыбалка уже появилась… Станции Лукашевича с реки не видно (по правому берегу), но ориентиром может послужить монолитный железобетонный гараж под лодку, стоящий на берегу. Но в этом месте на ночёвку лучше не вставать (мало дров), а уйти в левую протоку, особенно по малой воде. Правая протока забита коряжником и практически без течения.. Через пятнадцать минут — хорошая поляна по левому берегу. Стоянка. Чистое время сплава от станции Хабайдак — 10 часов. Рекомендуется пройти за один день, т.к. рыбы не очень много.
3. станция Лукашевича — бывшая деревня Кожелак — база Голубёвка:
Река быстрая и узкая, иногда всего 15 метров. Много поворотов и прижимов. Опасность — нависающие кусты и деревья. Через три часа по правому берегу бывшая деревня Кожелак. До неё приличный перекат (нашедшего на его дне спиннинг — просьба вернуть Андрею (Карасю), уснувшего и перевернувшегося на нём, залетев под берёзу), а после скала по левому берегу и большое количество проток. Много расчёсок. Конечной точкой этого дня сплава можно считать большую поляну (база Голубёвка) по правому берегу напротив скалы. Чистое время сплава — 8 часов.
4 . база Голубёвка — карьеры — поселок Нарва:
Характер реки изменился. Она становиться более полноводной, широкой. Заканчиваются протоки. Через три часа сплава по правому берегу — карьеры и болота. Можно соблазнится на плесы, идущие вдоль карьеров, но они — безрыбные. А вот по левому берегу -тайга и обрывистый берег. Там и можно выхватить ленка. Перед Нарвой вдоль реки по правому берегу — дорога. В самом посёлке автомобильный мост через Ману. На стоянку лучше всего встать сразу за деревней на острове ближе к левому берегу (народу поменьше). Чистое время сплава — 5 часов.
5 . поселок Нарва — поселок Большой Унгут:
Река становится шире и спокойней. Такой она будет почти до устья. Можно начинать полноценно рыбачить, лучше с небольшой подгрузкой для движения по фарватеру. После деревни хорошая яма. Обычно встаём на ночёвку сразу за ней. Но место это неспокойное, т.к. рядом дорога, деревня… Чистое время сплава — 10 часов.
6 . п.Большой Унгут — п.Малый Унгут — п.Жержул — п.Кершул — Ангалой:
Спокойная река, повороты. До Малого Унгута полчаса сплава. А ещё через два часа — Жержул. Перед Жержулом мост. Деревня слева, но её практически не видно с реки. После моста — лесопилка и лесоперевалочная база. Ниже, по левому берегу, впадает река Жержул и плёс. Место для рыбалки очень хорошее, но блеснить надо очень аккуратно, т.к. на дне много брёвен. После плёса лучше всего сплавляться вдоль правого берега до впадения в Ману ручья. На устье ручья хорошая поляна, а напротив неё хорошая яма. Ниже по реке по левому берегу большая поляна — бывший посёлок Кершул (четыре часа от Жержула). Через пять часов — Ангалой (домик по правому берегу). Стоянка. На противоположном берегу — выгоревший лес. Очень мрачное зрелище. Это лучшие места на Мане для рыбалки, и если есть время, то лучше этот участок разбить на две части (заночевав и помышив на устье ручья). Чистое время сплава — 10 часов.
7 . Ангалой — посёлок Урман:
Характер реки не меняется. Через пять часов сплава — Урманская стенка. Это огромная скала по левому берегу. Сплав вдоль неё до посёлка Урман занимает порядка трёх часов. И рыбалка не очень. Но так как река делает поворот на 180 градусов и если вы налегке, то можно сэкономить время (?) перейдя через стенку. Опыт у нас есть. После правого поворота реки и открывшегося вида на стенку, по левому берегу — тропа, уходящая вверх по склону. 100 метров подъём, 150 метров спуск, 400 метров по поляне (покос) и вы напротив посёлка Урман на левом берегу Маны. Встать на ночевку лучше через час за деревней по правому берегу, на организованной стоянке. Есть каркас и каменка, под брезентовую баню. Чистое время сплава — 9 часов. При переходе через стенку — 7 часов (?).
8 . посёлок Урман — поселок Береть:
Характер реки не меняется. Река широкая и спокойная. Рыбалка ухудшается. Лишь на небольших быстринах немного берет хариус да в некоторых сбоях после островов попадается ленок, и реже таймешата. Много организованных стоянок, где основная проблема — дрова. До Берети чистое время около 9 часов.
9 -10. поселок Береть — посёлок Усть Мана (два дня) — Красноярск:
Река превращается в вяло текущее озеро. Рыбы практически нет. На червя — пескари. Ели весь день блеснить, то пару трёхсотграммовых леночков можно выхватить. За первый день рекомендуется пройти максимально много — но не менее 12 часов. Во второй день уже после обеда по обоим берегам реки — большое количество деревень и дачных посёлков. К вечеру — поселок Усть-Мана. Ориентир — мост через Ману. Причалить к правому берегу к опоре моста или немного выше. Разгрузка. Упаковка снаряжения и рыболовных трофеев (если таковые есть). Чистое время сплава двух дней — 24 часа. В зависимости от того, сколько пройдено в первый во второй — остаток от 24 часов. От моста подъём к автомобильной дороге. Через неё выход на железнодорожные пути. Вдоль них около двухсот метров от моста и вы на станции Усть-Мана. Электричка в 19:10 по местному времени до железнодорожного вокзала города Красноярска (около 40 минут). Еще один вариант: сплав от устья реки Маны по реке Енисей до Красноярска. Около 6 часов.
заезды, выезды
1. заезд: город Красноярск — станция Мана
Поезд Красноярск -Абакан (через станцию Саянскую). Отправка из Красноярска — 19:41 по местному времени (+4 часа к московскому). Прибытие на станцию в 03:30. Остановка около 1 минуты. Разгружаться нужно оперативно. Спуск к воде по тропе — 900 метров. Выход к реке вправо от станции (не подороге, а по тропе) к правому берегу реки, поляна.
2. выезд: поселок Усть Мана — Красноярск
Ориентир — мост через Ману. Причалить к правому берегу к опоре моста или немного выше. Разгрузка. Упаковка снаряжения и рыболовных трофеев (если таковые есть). От моста подъём к автомобильной дороге. Через неё выход на железнодорожные пути. Вдоль них около двухсот метров от моста и вы на станции Усть-Мана. Электричка в 19:10 по местному времени до железнодорожного вокзала города Красноярска (около 40 минут). Еще один вариант: сплав от устья реки Маны по реке Енисей до Красноярска. Около 6 часов.
советы
Данный маршрут красив, интересен но в тоже время не сложен.
1. В поезде не всем удается выспаться.. поэтому, после отплытия — часа через два-три сплава, рекомендуется устроить сончас.
2. С кустами в верховьях необходимо быть очень внимательным.
3. Ценные вещи, а особенно рыболовные снасти на ночь убирать в палатку. Случаи были.
4. Просьба: отпускайте тайменей до трех килограммов, если Вы их здесь поймаете.
5. Кроме того данный маршрут нормально разбивается на части под свое время:
— 2 дня (от Хабайдака до Лукашевича или от Лукашевича до Нарвы или от Берети до Усть-Маны);
— 3 дня (от Хабайдака до Нарвы или от Нарвы до Усть-Маны);
— 5 дней (от Хабайдака до Берети или от Нарвы до Усть-Маны);
— 7 дней (от Лукашевича до Усть-Маны)..
чем река Мана и популярна..
Источник