- Презентация по окружающему миру на тему «Жизнь пресного водоема» 4 класс
- Жизнь в пресных водах стр. 178 – 186
- 1) Опишите водоём по фотографии.
- 2) Рассмотрите в гербарии растения пресного водоёма. Определите их с помощью атласа — определителя.
- 3) По рисунку на с. 180 — 181 познакомьтесь с живыми организмами пресных вод. Попробуйте сначала самостоятельно назвать их, закрыв полоской бумаги подписи, а затем проверьте себя.
- 4) С помощью этого рисунка расскажите об экологических связях в пресных водах.
- Пример экологических связей в пресных водах для 4 класса
- 5) Построй модель цепи питания, характерной для пресноводного сообщества вашего края.
- Пример модели цепи питания пресноводного сообщества для 4 класса
- 6) По приведённому на с. 165 плану дай характеристику пресноводного сообщества вашего края.
- Характеристика пресноводного сообщества для 4 класса
- Обсудим!
- 1) Названия каких растений и животных говорят об их жизни в воде?
- 2) Как приспособлены к жизни в воде и у воды различные растения и животные?
- 3) Если исчезнут лягушки, как повлияет это на комаров, на цапель? Из-за чего могут исчезнуть лягушки?
- Проверь себя
- 1) Какие живые организмы составляют пресноводное сообщество?
- 2) Какие растения и животные пресных вод нуждаются в особой охране?
- 3) В какой работе по охране водных обитателей могут участвовать школьники?
- Задания для домашней работы
- 1) В тёплое время года проведите наблюдения у реки, озёра или пруда. Воспользуйтесь атласом — определителем. Возможно, вам удастся послушать лягушачьи концерты, увидеть, как поднимается к поверхности воды для дыхания жук — плавунец, как бегает по воде клоп — водомерка, как цапля высматривает свою добычу. Эти наблюдения подарят вам немало новых открытий и ярких впечатлений.
- 2) В книге «Зелёные страницы» прочитай главу о бобрах. Какие экологические связи раскрыты в этой главе? Приведи примеры. Что из этой главы показалось тебе самым интересным? Подготовь сообщение.
- Сообщение о бобрах для 4 класса
- 3) В книге «Великан на поляне» прочитай рассказы «Берегите раков!», «Зачем нужны в реке ракушки». Приходилось ли тебе сталкиваться со случаями, похожими на те, которые описаны в рассказах? Что ты об этом думаешь?
- 4) К каким последствиям может привести неумеренное осушение болот?
- На следующем уроке
- Вспомни, на какие отрасли делят сельское хозяйство. Какие культурные растения выращивают в вашем крае?
- Презентация по окружающему миру на тему «Жизнь в пресных водах» (4 класс)
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Оставьте свой комментарий
- Подарочные сертификаты
Презентация по окружающему миру на тему «Жизнь пресного водоема» 4 класс
Описание презентации по отдельным слайдам:
Урок окружающего мира в 4 классе по УМК «Планета знаний»
Лес называют природным сообществом, потому что… а) в лесу рядом друг с другом растут разнообразные растения; б) все обитатели леса живут совместно, тесно связаны между собой; в) весь лес- от верхушек деревьев до земли- заселён животными. 2. В лесу растения образуют ярусы: а)верхний- мхи и лишайники, средний- деревья, нижний- кустарники; б)верхний- деревья, средний- травянистые растения, нижний- кустарники; в)верхний- деревья, средний- кустарники, нижний- травы, мхи, лишайники.
3. На деревьях обитают… а) белки, дятлы, кедровки; б) мыши, зайцы, медведи; в) кроты, лоси, черви. 4. В лесной подстилке живут… а) ежи, кроты, землеройки; б) бактерии, насекомые и их личинки; в) божьи коровки, жуки-короеды, лесные мыши. 5. К съедобным грибам относятся… а) мухоморы, говорушки восковые, желчные грибы; б) дождевики,, шампиньоны-рыжеющие, пороховки; в) лисички, рыжики, маслята.
6. На лугу растут … а) только травянистые растения; б) мхи и лишайники; в) кустарники и травянистые растения. 7. На лугу живут… а) лебеди, рябчики, шелкопряды; б) шмели, совы, глухари; в) трясогузки, жуки-навозники, кобылки. 8. Растениями луга являются… а) тимофеевка, клевер, нивяник; б) ландыш, осока, ягель; в) черника, пион, типчак.
9. Санитарами луга и леса называют… а) жуков навозника и могильщика, дятла; б) пчёл, кабанов, соек; в) жужелиц, кузнечиков, жуков-короедов. 10. Какая цепь питания соответствует луговому сообществу? а) жёлуди- мыши- совы; б) мятлик- мыши- совы; в) остатки растений- дождевой червь- трясогузка. Ключ к тесту: 1-б, 2-в, 3-а, 4-б,5-в, 6-а, 7-в,8-а,9-а,10-б
Посмотрите вот сюда. Тихо плещется вода, Ряска, лилии, рогоз, И кубышка, и тростник. Есть беззубка, прудовик, Водомерка вот бежит. Всюду бурно жизнь кипит. Это пресный водоём. Жизнь пресного водоёма
ПРЕСНЫЕ ВОДОЁМЫ РЕКА ОЗЕРО РУЧЕЙ КАНАЛ ПРУД ВОДОХРАНИЛИЩЕ
Кубышка (жёлтая кувшинка)
На заболоченных местах собирают клюкву
Росянка — насекомоядное растения. Клейкое вещество, вырабатываемое листьями, содержит алкалоид кониин, оказывающий паралитическое действие на насекомых, и пищеварительные ферменты. После того как насекомое поймано, края листа закрываются, охватывая его целиком. Волоски обнимают насекомое и обволакивают его слизью. После этого насекомое растворяется и растение всасывает получившуюся кашицу. Когда насекомое переварено (обычно это занимает несколько дней), лист вновь раскрывается.
Вырабатывают кислород Пища для животных Дом для животных Роль растений в водоёме
однотонный окрас пятнистый окрас Обыкновенная щука
Золотой карась Серебряный карась
Улитка Катушка Перловица Беззубка моллюски
Водомерка Хищное насекомое около 15 мм в длину. Тело тонкое, буровато-серого оттенка. Голова небольшая, с крупными глазами. На концах ног имеются чувствительные волоски, реагирующие на рябь на воде. Передвигается по поверхности воды, используя задние ноги как рули; передними же ногами клоп захватывает умерших или попавших в воду насекомых, которыми питается. Чувствуя опасность, насекомое способно быстро отскакивать от раздражителя. Имеет крылья[7]. Водомерка прудовая может встречаться на водоёмах с ранней весны до осени. Осенью улетают на зимовку;
Кряква с утятами Серая утка Американская чёрная кряква Каролинская утка Утки-каменушки
Моллюски Земноводные Насекомые Грызуны Рыбы двустворчатые лягушка жаба водомерки бобр карась животные водоёма прудовик катушка комары ондатра щука
Источник
Жизнь в пресных водах стр. 178 – 186
1) Опишите водоём по фотографии.
На фотографии мы видим пресноводный водоём со стоячей водой. Это может быть небольшое озеро или пруд. На поверхности воды плавают различные водные растения, некоторые из которых цветут крупными белыми цветами.
А также видим стебли стоящих в воде растений, а значит глубина воды в водоёме небольшая.
2) Рассмотрите в гербарии растения пресного водоёма. Определите их с помощью атласа — определителя.
В гербарии мы видим несколько растений, обычных для пресного водоёма.
Это кувшинка и похожая на неё кубышка. Только цветы кувшинки белого цвета, а цветы кубышки — жёлтого.
Ещё одно растение пресного водоёма — стрелолист. Его листья похожи на наконечники стрел, отсюда его название.
На берегах пресного водоёма мы можем встретить камыш, рогоз или тростник. Они образуют густые высокие заросли. У рогоза на макушке стебля находится большой коричневый початок, а макушка камыша украшена колосками.
3) По рисунку на с. 180 — 181 познакомьтесь с живыми организмами пресных вод. Попробуйте сначала самостоятельно назвать их, закрыв полоской бумаги подписи, а затем проверьте себя.
В пресных водах обитают самые разные виды животных.
Бобры строят свои плотины. По воде ходят белые цапли, выискивая тонким и длинным клювом лягушек и мелкую рыбёшку. Плавают утки.
В воде живут рыбы, например карась или щука. По дну ползают раки.
Много в пресных водоёмах насекомых. Это жуки — плавунцы, клопы — водомерки. Есть земноводные — лягушки. Можно встретить моллюсков — катушку, прудовика, двустворчатых моллюсков.
4) С помощью этого рисунка расскажите об экологических связях в пресных водах.
Пример экологических связей в пресных водах для 4 класса
Живые организмы пресного водоёма образуют природное сообщество, в котором можно найти много экологически связей.
Жизнь такого сообщества была бы невозможна без водных растений. Они служат пищей для животных, они насыщают воду кислородом, делая её пригодной для дыхания рыб, они служат домом и убежищем для мелких живых организмов.
Для жизни растений нужны вода, солнце, воздух и почва. Но некоторые растения не прикрепляются к почве. Они получают нужные им вещества прямо из воды.
Растениями питаются как рыбы, так и насекомые, а раки поглощают отмершие останки живых организмов и тем самым очищают воду.
Есть в пресных водоёмах и хищники — щука, цапля, жуки — плавунцы и клопы — водомерки.
5) Построй модель цепи питания, характерной для пресноводного сообщества вашего края.
Пример модели цепи питания пресноводного сообщества для 4 класса
Типичные модели питания пресного водоёма:
Ряска — Карась — Щука — Останки — Рак
Водоросли — Головастик — Карп.
Ряска — Личинка комара — Водомерка — Лягушка — Цапля.
6) По приведённому на с. 165 плану дай характеристику пресноводного сообщества вашего края.
Характеристика пресноводного сообщества для 4 класса
1. Пресноводное сообщество: Пруд.
2. Живые организмы сообщества:
Растения: ряска, кувшинка, рогоз, камыш, водоросли.
Животные: карась, окунь, щука, лягушка, утка, клоп — водомерка, прудовик, двустворчатые моллюски
3. Экологические связи: Вода, воздух, солнце и почва даёт жизнь растениям. Растения служат пищей для рыб, насекомых, моллюсков, птиц. Растения служат домом для мелких животных. Мелкие животные служат пищей для рыб и хищных насекомых. Отмершие останки перерабатываются микроорганизмами, становятся минеральными солями.
4. Значение для человека: место рыбалки, место отдыха, общения с прекрасным, запас пресной воды.
5. Влияние человека: негативное. Вылавливается рыба, уничтожаются животные, рвутся растения. Пруды загрязняются мусором и нефтепродуктами.
6. Охрана сообщества: необходимо очищать воду, не допускать её загрязнения. Беречь обитателей пруда, соблюдать правила экологической безопасности. Зимой нужно пробивать отверстия во льду, чтобы вода насыщалась кислородом.
Обсудим!
1) Названия каких растений и животных говорят об их жизни в воде?
О жизни в воде говорят названия: клоп — водомерка, жук — плавунец, речной рак, прудовик, водоросли.
2) Как приспособлены к жизни в воде и у воды различные растения и животные?
У кувшинок и кубышек есть широкие листья, которые легко плавают на воде, и длинный корень, крепящийся на дне. Ряска настолько маленькая, что легко плавает на воде. Камыш и Рогоз имеют длинные стебли, которые поднимают их цветы на большую высоту над водой.
У рыб есть плавники, хвост, чешуя, которые позволяют им плавать в воде. Они могут дышать кислородом, растворенным в воде.
У цапли тонкие и длинные ноги, благодаря которым она может ходить вдоль берега. А также длинный клюв, которым цапля может вытаскивать пищу из воды.
У уток перепонки на лапах, что позволяет им плавать.
У бобров широкий хвост лопатой, тоже приспособленный для плавания.
3) Если исчезнут лягушки, как повлияет это на комаров, на цапель? Из-за чего могут исчезнуть лягушки?
Лягушки питаются комарами, если лягушки исчезнут, то комаров разведётся очень много.
Цапли питаются лягушками. Если исчезнут лягушки, цаплям придётся покинуть водоём в поисках пропитания.
Лягушки могут исчезнуть если водоём высохнет, если икру лягушек будут поедать другие животные, уничтожать человек, если человек будет уничтожать лягушек, например, как источник пищи.
Проверь себя
1) Какие живые организмы составляют пресноводное сообщество?
Пресноводное сообщество составляют: водные растения, водоросли, млекопитающие, птицы, рыбы, земноводные, моллюски, ракообразные.
2) Какие растения и животные пресных вод нуждаются в особой охране?
В охране нуждаются кувшинка, кубышка, раки, стрекозы, лягушки, двустворчатые моллюски, ондатры и бобры.
3) В какой работе по охране водных обитателей могут участвовать школьники?
Школьники могут помогать спасать молодь рыб, после весеннего половодья. Молодь остаётся в лужах, после спада воды и гибнет, если её не перенести в водоём.
Можно вместе со взрослыми делать лунки во льду, чтобы зимой подводные обитатели не задохнулись от недостатка кислорода.
Задания для домашней работы
1) В тёплое время года проведите наблюдения у реки, озёра или пруда. Воспользуйтесь атласом — определителем. Возможно, вам удастся послушать лягушачьи концерты, увидеть, как поднимается к поверхности воды для дыхания жук — плавунец, как бегает по воде клоп — водомерка, как цапля высматривает свою добычу. Эти наблюдения подарят вам немало новых открытий и ярких впечатлений.
Наверное, каждый видел, как по поверхности водоёма бегают клопы — водомерки. Они скользят по воде на широко расставленных лапках, перемещаются рывками, очень быстры.
Я видела, как мальчишки кидали в клопов камни, чтобы убить их. Но так делать нельзя, ведь клопы — водомерки очень полезные животные для водоёма. Они поедают личинок комаров, но и сами служат пищей для рыб.
2) В книге «Зелёные страницы» прочитай главу о бобрах. Какие экологические связи раскрыты в этой главе? Приведи примеры. Что из этой главы показалось тебе самым интересным? Подготовь сообщение.
Сообщение о бобрах для 4 класса
Бобры — удивительные и очень милые трудолюбивые животные. Они относятся к грызунам и считаются лучшими строителями среди животных.
Живут бобры в хатках или норах, вход в которые обязательно должен быть расположен под водой. Поэтому, чтобы поднять уровень водоёма, бобры строят плотины, запружая стволами деревьев русла лесных ручьёв.
Вода в ручье поднимается, и от этого выигрывают и бобры, и лес. В таких бобровых водохранилищах поселяется рыба, поднимается уровень почвенных вод, а значит лучше расти деревьям.
А бобры даже зимой легко находят себе пищу под слоем льда, ведь вода перед плотиной не замерзает.
Ещё бобры строят каналы, то есть проводят орошение леса, доставляя воду к корням деревьев, удалённых от водоёма.
В этой главе мне показалось очень интересным то, что оказывается бобры, добывая себе пищу и строя для себя дома, приносят пользу окружающей природе, своему природному сообществу. Это пример экологических связей в пресноводном сообществе.
3) В книге «Великан на поляне» прочитай рассказы «Берегите раков!», «Зачем нужны в реке ракушки». Приходилось ли тебе сталкиваться со случаями, похожими на те, которые описаны в рассказах? Что ты об этом думаешь?
Мне не приходилось сталкиваться с подобными случаями, хотя я видела на берегах водоёмов пустые раковины моллюсков. Я не знаю, вытаскивали их специально или нет, но моллюски очень важны для водоёма.
Они, как и раки служат санитарами, очищая воду. Если моллюски исчезнут, то вода станет грязной, и из нее уйдут раки.
4) К каким последствиям может привести неумеренное осушение болот?
Осушение болот может привести к исчезновению многих видов животных и растений, к обмелению рек, к эрозии почвы.
На следующем уроке
Вспомни, на какие отрасли делят сельское хозяйство. Какие культурные растения выращивают в вашем крае?
Сельское хозяйство делят на животноводство и растениеводство.
В моём крае выращивают рожь, пшеницу, картофель, кукурузу, огурцы, томаты, и многие другие культурные растения.
Источник
Презентация по окружающему миру на тему «Жизнь в пресных водах» (4 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Вспомни! На какие группы делятся водоёмы по происхождению?
Водоёмы Приведите примеры водоёмов для каждой группы. Река, море, озеро, океан, болото. Пруд, канал, водохранилище Естественные Искусственные Созданы природой Созданы человеком
Водоёмы Приведите примеры водоёмов для каждой группы. Море, океан, озеро. Река, озеро, ручей, пруд, канал, болото, водохранилище Пресные Солёные
Как вы думаете, на какие вопросы будем отвечать в течение урока? Какие растения живут в пресном водоёме? Какие животные обитают в водоёме? Как связан между собой животный и растительный мир водоёма? Экологические проблемы пресного водоёма.
Работа в парах 1 ряд Ботаники (с.178-179) 1)На какие груп- пы можно раз- делить растения водоёма? 2) Какую роль выполняют рас- тения в водоё- ме? 2 ряд Зоологи (с.179, с.182-183) На какие группы можно разделить живот- ных водоёма? 2) Составьте схему цепи пи- тания для прес- ного водоёма 3 ряд Экологи (с.183) 1)К чему приводит вмешательство человека в жизнь водоёма? 2)Сформулируйте правила поведе- ния у водоёма.
Растения пресного водоёма На берегу На мелководье В толще воды На поверхности воды
Растения в водоемах распределены группами, в зависимости от глубины воды. На самом берегу растут прибрежные растения. Череда Лапчатка гусиная
На мелких местах растут растения мелководья. Нижние части этих растений погружены в воду, а верхние возвышаются над ней. Стрелолист Сусак зонтичный Рогоз
Камыш имеет гладкий, прозрачный прочный стебель. На верхушке находится небольшая раскидистая метелка. Стебли используются как топливо, для плетения сумок и циновок.
Тростник выше камыша. Его высота достигает четырех метров. На вершине стебля расположена красивая пышная коричневая метелка. Побегами и корневищами этих растений питаются многие животные водоема.
Следующая группа растений — это плавающие на поверхности водяные растения с листьями — белые кувшинки и желтые кубышки.
Есть такие растения, которое ко дну совсем не прикрепляются. Это, например, ряска, которая плавает на поверхности воды.
Это интересно Пузырчатка считается насекомоядным хищным растением. На ее тонких волосовидных листьях есть пузырьки. Проплывающие мимо насекомые попадают в пузырьки, а обратно выбраться не могут, т.к. отверстие закрывается. В пузырьке находится пищеварительный сок, с помощью которого насекомое переваривается.
В толще воды плавают мельчайшие (микроскопические) зелёные водоросли. Разглядеть их можно только под микроскопом. Зато иногда их бывает так много, что вода кажется зелёной.
Какую роль выполняют растения в водоёме? Пища для животных Вырабатывают кислород Убежище для животных
Животные пресных водоёмов На дне На растениях В толще воды На поверхности воды
На поверхности воды Клопы-водомерки толчками скользят по поверхности воды, как на лыжах. Кончики лапок водомерки покрыты густыми волосками и смазаны жировым веществом. Это помогает водо-мерке удерживаться на поверхности воды. Водомерка относится к хищным насекомым.
В толще воды Жук-плавунец — большой черный, блестящий жук. Он поднимается с глубины на поверхность воды, чтобы набрать воздуха. При движении лапки его работают как весла. Плавунец — хищник. Он часто нападает не только на насекомых, но и на мелких рыбок.
В толще воды плавают растительноядные головастики лягушек и жаб, разные виды рыб. Головастик лягушки Щука Карась
На дне водоёмов Речные раки обитают на дне чистых водоёмов. Они кормятся остатками мёртвых животных.
На дне водоёмов Обитают на дне водоёмов и двустворчатые мол-люски. Их мягкое тело защищено раковиной, которая состоит из двух половинок – створок. Питаются они очень интересно. Моллюски всасывают и пропускают через своё тело воду, в которой попадаются водоросли и другие мелкие живые существа.
На водных растениях На водных растениях живут другие моллюски – растительноядные улитки прудовик и катушка. У них закрученные, не имеющие створок раковины. Прудовик Катушка
Птицы и млекопитающие Утка Ондатра Бобр Цапля Выдра
Цепи питания в пресном водоёме Личинки Карась Щука Водоросли Рыба Цапля
Если вмешается человек… Отлов раков Уничтожение двустворчатых моллюсков Привёл к увеличению количества больных рыб Сделало воду мутной, что поставило под угрозу существование многих растений и животных
Правила поведения у водоёма Не ловите речных раков Не рвите цветы на водоёмах Не ловите стрекоз на водоёмах
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ Почему водоём называют природным сообществом?
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Номер материала: ДВ-246098
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В Чувашии школьные каникулы продлятся две недели
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах
Время чтения: 1 минута
В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября
Время чтения: 2 минуты
Треть школ и пятая часть детских садов в России являются инклюзивными
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор планирует вернуть обязательную сдачу ЕГЭ по базовой математике
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник