- Ван Гог: «Звездная ночь»
- Творчество Ван Гога: сюжет
- «Звездная ночь»: контекст
- Ван Гог: судьба художника
- Звездная ночь над Роной — Винсент Ван Гог
- Звездная ночь над Роной — интересные факты
- Звездная ночь над Роной
- Описание картины «Звездная ночь над Роной»
- Описание картины Винсента Ван Гога «Звездная ночь над Роной»
- История картины «Звездная ночь над Роной» 1888 Винсент Ван Гог
- 10 фактов, которые вы не знаете о шедевре:
Ван Гог: «Звездная ночь»
Ночь — время художника. Напиваясь, Винсент Ван Гог дебоширил и забывался в разгуле.
Творчество Ван Гога: сюжет
Ночь окутала воображаемый город. На переднем плане — кипарисы. Эти деревья, с их мрачной тёмно-зелёной листвой, в античной традиции символизировали печаль, смерть. (Не случайно кипарисы часто сажают на кладбищах.) В христианской же традиции кипарис — символ вечной жизни. (Это дерево росло в райском саду и, предположительно, из него был построен Ноев ковчег.) У Ван Гога кипарис исполняет обе роли: это и печаль художника, который вскоре покончит с собой, и вечность бега Вселенной.
Чтобы показать движение, придать динамику застывшей ночи, Ван Гог придумал специальную технику — рисуя луну, звезды, небо, он клал мазки по кругу. Это в сочетании с цветовыми переходами создает впечатление, что свет разливается.
«Автопортрет». Источник: wikipedia.org
«Звездная ночь»: контекст
Винсент писал картину в 1889 году в больнице для душевнобольных Сен-Поль в Сен-Реми-де-Прованс. Это был период ремиссии, поэтому Ван Гог просился в свою мастерскую в Арле. Но жители города подписали петицию с требованием выгнать художника из города. «Уважаемый мэр, — говорится в документе, — мы нижеподписавшиеся, хотим обратить ваше внимание на то, что этот голландский художник (Винсент Ван Гог) потерял рассудок и пьет слишком много. А когда он напьется, то пристает к женщинам и детям». В Арль Ван Гог больше не вернется.
Рисование на пленере ночью очаровывало художника. Изображение цвета имело первостепенную важность для Винсента: даже в письмах к своему брату Тео он часто описывает предметы при помощи различных цветов. Менее чем за год до «Звездной ночи» он написал «Звездную ночь над Роной», где экспериментировал с передачей оттенков ночного неба и искусственного освещения, бывшего в то время в новинку.
«Звездная ночь над Роной». Источник: pinterest.com
Ван Гог: судьба художника
37 неспокойных и трагичных лет прожил Ван Гог. Выросший недолюбленным ребенком, которого воспринимали как сына, родившегося вместо старшего брата, скончавшегося за год до рождения мальчика, строгость отца-пастора, бедность — все это сказалось на психике Ван Гога.
Не зная, чему посвятить себя, Винсент нигде не мог доучиться: либо сам бросал, либо его выгоняли за буйные выходки и неряшливый вид. Живопись была бегством от депрессии, с которой Ван Гог столкнулся после неудач с женщинами и провальных попыток построить карьеру дилера и миссионера.
На художника Ван Гог тоже отказывался учиться, полагая, что может самостоятельно освоить все. Однако это было не так легко — рисовать человека Винсент так и не научился. Картины его привлекали внимание, но спросом не пользовались. Разочарованный и опечаленный, Винсент уехал в Арль с намерением создать «Мастерскую Юга» — некое братство художников-единомышленников, работающих для будущих поколений.
В Арле художник жил запоем во всех смыслах. Он много писал и много пил. Пьяные дебоши пугали местных жителей, которые в итоге даже попросили изгнать художника из города. В Арле же произошел и знаменитый инцидент с Гогеном, когда после очередной ссоры Ван Гог набросился на друга с бритвой в руках, а затем то ли в знак раскаяния, то ли в очередном приступе, отрезал себе мочку уха. Все обстоятельства до сих пор неизвестны. Однако на следующий день после этого происшествия Винсента отвезли в лечебницу, а Гоген уехал. Больше они не встречались.
Последние 2,5 месяца своей растерзанной жизни Ван Гог написал 80 картин. А врач и вовсе считал, что с Винсентом все в порядке. Но одним вечером он закрылся у себя и долго не выходил. Соседи, заподозрившие неладное, вскрыли дверь и обнаружили Ван Гога с простреленной грудью. Помочь ему не удалось — 37-летний художник умер.
Источник
Звездная ночь над Роной — Винсент Ван Гог
Картина «Звездная ночь над Роной«, написанная Винсентом Ван Гогом в 1888-ом году в Арле, по праву входит в число самых известных произведений художника и может считаться первым проявлением той «одержимости», которую испытывал тогда Винсент в своем непременно желании писать именно темное время суток — ночь.
С тех пор, как Ван Гог прибыл в Арль, он был полностью захвачен идеей передачи «эффектов ночи» на холсте.
В апреле 1888 года он написал своему брату Тео: «Мне нужна звездная ночь с кипарисами или, может быть, над полем спелой пшеницы». В июне он признавался художнику Эмилю Бернару: «Когда, когда же я, наконец, отважусь написать звездное небо, мысль о котором не оставляет меня буквально ни на минуту».
И Ван Гог, как мы знаем, все-таки сделал это — причем, не единожды. «Звездная ночь над Роной» (сентябрь 1888 г.) была одной из трех картин, написанных в тот месяц, на которых ночное небо и звезды играют главную роль. Помимо «Звездной ночи над Роной», Ван Гог в сентябре 1888-го написал «Ночную террасу кафе» и портрет своего друга Эжена Боша, ставший, пожалуй, самой символичной работой из трех.
Картина «Звездная ночь над Роной» была написана с натуры на берегу реки, всего в минуте или двух ходьбы от «Желтого дома» на площади Ламартин, который Ван Гог в то время арендовал. Ночное небо и эффекты ночного света, очаровавшие художника, послужили источником вдохновения и для самой известной картины, написанной несколько позже: «Звездная ночь».
Точка обзора, которую Ван Гог выбрал для работы над картиной «Звездная ночь над Роной», позволила ему запечатлеть свет газовых фонарей, отражающийся в мерцающей воде Роны. На переднем плане двое влюбленных гуляют по берегу реки.
Звезды в картине излучают люминесцентный свет, отчетливо выделяясь на темно-синем, бархатистом ночном небе. сияя на темно-синем и бархатистом ночном небе. Свет горит и в домах, расположившихся вдоль реки, также отражаясь в ночной воде и добавляя таинственности в общую романтическую атмосферу картины.
Изображение цвета имело огромное значение для Ван Гога. В письмах к своему брату Тео Ван Гогу он часто описывал предметы на своих картинах с точки зрения цвета. Его «ночные» картины, в том числе «Звездная ночь над Роной», подчеркивают важность, которую он придавал передаче мерцающих огней ночного неба, а также искусственного освещения, которое, кстати, на момент написания картины было абсолютной новинкой.
«Одержимость ночью», о которой мы упоминали в начале статьи, скорее всего, связана с одним, но очень острым эмоциональным переживанием Ван Гога, которое он описывает в одном из писем: «Однажды я пошел ночью прогуляться по безлюдному берегу. Это было не весело и не грустно — это было прекрасно.»
Это единственное место в его письмах, где он настолько захвачен ощущением прекрасного, что заявляет о Красоте во весь голос — очевидно, что посетившее его внезапно чувство был чем-то более глубоким и «долгоиграющим», чем просто настроение момента или мимолетная дань эстетике.
Неисправимый романтик в душе, Ван Гог всеми силами противился попыткам позитивистов рассматривать те же звезды, не как величайшее из чудес, но как обычное, научно объяснимое и не несущее в себе никакого мистического смысла явление.
В то время приступы депрессии «накрывали» Ван Гога все чаще и тяжелее, и потому он начал задумываться о таких фундаментальных вещах, как жизнь, смерть, вечность. Совершенно очевидно, что если земные огни (то же газовое освещение) для него подсознательно ассоциировалось с земным бытием, то далекий и прекрасный свет звезд — с тем, что ожидает человека после смерти. Отсюда, кстати, противопоставление естественного и искусственного света в работах художника.
Думая о столь важных вещах, Ван Гог все хихорадочней, все быстрее начинал искать бога внутри себя, о чем свидетельствуют, например, такие строки письма художника:
«Мне полезно делать что-то действительно сложное. Но это никоим образом не меняет того факта, что я безмерно нуждаюсь в религии; а потом я выхожу ночью из дома и рисую звезды. «
Звездная ночь над Роной — интересные факты
1) «Звездная ночь над Роной» стала частью выставки в «Салоне независимых» 1889 года в Париже и была одной из немногих работ Ван Гога, представленных публике до смерти художника.
2) Ван Гог завершил картину «Звездная нось над Роной» в сентябре 1888-го года, находясь в Арле — до того, как попасть в психиатрическую лечебницу в Сен-Реми. А вот картина «Звездная ночь» будет написана уже в «самом печальном месте на земле» — в клинике для душевнобольных.
3) В отличие от «Звездной ночи» и «Ночной террасы кафе», на картине «Звездная ночь над Роной» расположение звезд в ночном небе (в частности, созвездия Большой Медведицы) не соответствует действительному.
4) Толстые мазки и фактура картины были охарактеризованы критиком Жоржем Лекомтом, современником Ван Гога, как «свирепое буйство».
5) «Звездная ночь над Роной» оставалась у частных владельцев в Нидерландах до 1922 года, когда ее приобрела Амстердамская галерея Буффа. С 1975 года картина находится в музее Орсе в Париже.
6) Места, где Ван Гог установливал свой мольберт, работая на пленэре, теперь являются частью тура Ван Гога в Арле.
7) Используя комплиментарные синий и желтый цвета в «Звездной ночи над Роной», Ван Гог увеличивает яркость огней, подчеркивая их резкость в естественном ландшафте.
8) Газовые фонари и их отражение в реке были относительно новым явлением в Арле. Даже в Париже они появились лишь в 1853 году.
Источник
Звездная ночь над Роной
Описание картины «Звездная ночь над Роной»
В конце 80-х годов Ван Гог переехал в Арль в поисках вдохновения, а также для реализации своего проекта «мастерской Юга». В этот период происходит окончательное формирование творческой манеры художника, полностью раскрывается ее своеобразие. Здесь, под теплым южным солнцем, Ван Гог создает картины, в которых старается максимально точно передать особенности местной природы, ее суть, а также наиболее полно использует цвет как средство выражения своих идей.
В 1888 году живописец посылает своему другу Бошу набросок произведения, на котором изображена набережная ночного Арля. Позднее эта картина Винсента Ван Гога получила название «Звездная ночь над Роной». Это полотно является ярким примером постимпрессионистской живописи и настоящим шедевром, не менее великолепным, чем другие работы мастера, написанные в этот период его жизни.
Описание картины Винсента Ван Гога «Звездная ночь над Роной»
Сюжет произведения незамысловат, но приятен: ночной город, набережная, залитая светом фонарей, неспешно прогуливающаяся, по-видимому, немолодая пара. Однако первое, что бросается в глаза — это потрясающее ночное небо, усыпанное крупными звездами. Игра множества оттенков, от бледно-голубого до иссиня-черного, сообщает необходимую глубину и объем этой части картины. Звезды на небосклоне изображены слишком большими: их сияние перекликается с искусственным светом фонарей. Художник словно противопоставляет мир, созданный людьми, таинственному бесконечному космосу, подчеркивая как схожесть, так и различия между ними.
Полотно выдержано в приятной глазу сине-желтой гамме: такое сочетание считается одним из самых ярких в живописи. Однако преобладание на картине Винсента Ван Гога «Звездная ночь над Роной» синего цвета и его оттенков сообщает произведению спокойствие и умиротворенность, приуменьшая воздействие энергичного золотого и желтого. Этим произведение отличается от более поздних картин Ван Гога, многим из которых свойственно тревожное и гнетущее настроение.
Преувеличение и декоративность, использование цвета как инструмента для передачи своей основной мысли, вдумчивое изображение состояния окружающего мира — основные особенности позднего творчества живописца, характерные также для нового направления в искусстве, получившего название постимпрессионизм.
Источник
История картины «Звездная ночь над Роной» 1888 Винсент Ван Гог
С тех пор как Ван Гог прибыл в Арль, он постоянно был занят рисованием «ночных эффектов». В апреле 1888 года он написал своему брату Тео: «Мне нужна звездная ночь с кипарисами или, может быть, над полем спелой пшеницы». В июне он доверился художнику Эмилю Бернару: «Но когда я когда-нибудь буду рисовать звездное небо, эта картина, которая преследует меня».
«Звездная ночь над Роной» (сентябрь 1888 года) была одной из трех картин, сделанных в том же месяце, в которых ночное небо и звезды представляют собой принципиально символические элементы. Он также написал «Кафе на террасе ночью» и портрет своего друга Евгения Боха, который был, пожалуй, самым символичным из трех.
Звездная ночь над Роной была нарисована в месте на берегу реки, которое находилось всего в одной-двух минутах ходьбы от Желтого дома на площади Ламартин, которую Ван Гог снимал в то время. Ночное небо и ночные эффекты освещали сюжет некоторых его более известных картин, в том числе более позднего полотна из Сен-Реми «Звездная ночь».
Задача написания картины ночью заинтриговала Ван Гога. Точка зрения, которую он выбрал для «Звездной ночи над Роной», позволила ему запечатлеть отражения освещения в Арле через мерцающую голубую воду Роны. На переднем плане двое влюбленных прогуливаются по берегам реки. Здесь его звезды светятся люминесценцией, сияющей от темного, синего и бархатного ночного неба. Пунктирные берега домов Роны также излучают свет, который отражается в воде и добавляет к таинственной атмосфере картины.
Изображение цвета было очень важно для Ван Гога. В письмах к своему брату Тео он часто описывал объекты на своих картинах в терминах цвета. Его ночные картины, в том числе «Звездная ночь над Роной», подчеркивают то значение, которое он придает запечатлению сверкающих цветов ночного неба и искусственного освещения, которое было новым для этого периода. Здесь все лежит под сверкающим спокойствием естественного света на небесах. Блестящие звезды и волнистые отражения в воде едва ли могли удовлетворить вкусы романтиков.
Фактически, эта ночная сцена была вызвана поистине волнующим переживанием бесконечной темноты, которую Ван Гог описывает в письме: «Однажды я пошел гулять по пустынному берегу ночью. Это было не весело, это не было грустно — это было прекрасно.» Это единственное место в его письмах, где он настолько увлечен, что так настойчиво призывает Красоту — достаточно оснований для того, чтобы рассматривать его энтузиазм как нечто более глубокое, чем просто мгновенное потворство эстетике. Ван Гог использовал все свои романтические ресурсы, оспаривая попытку позитивистов рассматривать звезды с научной и банальной точек зрения как простые объекты в сфере известного. Глубокое отвращение к этой попытке можно увидеть в том, как его религиозные импульсы всплыли еще раз: Мне хорошо делать что-то сложное. Но это никоим образом не меняет того факта, что я испытываю огромную потребность в религии (если использовать слово); а потом я выхожу ночью на улицу и рисую звезды.
10 фактов, которые вы не знаете о шедевре:
1) «Звездная ночь над Роной» была частью выставки 1889 года Общества независимых предпринимателей в Париже и была одной из немногих работ Ван Гога, которые были публично выставлены до его смерти.
2) Ван Гог закончил рисование в сентябре 1888 года, находясь в Арле, но до того, как поступил в психиатрическую больницу в Сен-Реми, где он писал «Звездную ночь».
3) В отличие от «Звездной ночи» и «Кафе на террасе в ночное время», «Звездная ночь над Роной» была неточной в размещении созвездия Большой Медведицы на небесах.
4) Газовые фонари и их отражения в реке были относительно новым явлением в Арле. Сам Париж освещался только ночью примерно с 1853 года.
5) Густые мазки и текстура на картине были описаны критиком Жоржем Лекомтом, современником Ван Гога, как «свирепое импасто».
6) «Звездная ночь над Роной» оставалась частными владельцами в Нидерландах до 1922 года, когда ее приобрела Амстердамская галерея Буффа. С 1975 года он проживал в музее Орсе в Париже.
7) Места, где Ван Гог установил свой мольберт для своих картин на пленэре, теперь являются частью тура Ван Гога в Арле.
Было интересно? Ставьте лайк, подписывайтесь на канал
Источник